Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"
статья по чтению (4 класс)

Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Д.Дидро

           

              Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.

        Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.

         Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.

          Учитель и родители озадачены вопросом. Как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

        Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

•        развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

•        развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации;

•        стимулирование творчества детей.

Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:

•        осознанно, правильно, выразительно читать;

•        извлекать из текстов полезную и интересную информацию;

•        самостоятельно выбирать книги для чтения;

•        работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);

•        работать с устными и письменными текстами;

•        составлять план письменного текса и создавать письменный текст;

•        высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Под навыком чтения подразумевают:

•        умение правильно прочитывать слова;

•        понимать смысл текста;

•        выразительно читать;

•        выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Предлагаем ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, и способные обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

Этапы читательской подготовки.

Класс

Виды уроков чтения

Подготовительный.

1 класс

Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

Начальный.

2 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Основной.

3 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Заключительный.

4 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Подготовительный этап.

Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Формирование интереса к чтению книг идет во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

1.        Речевая разминка (чистоговорки , скороговорки).

2.        Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко

3.        Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.        

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

•        «Цепочки слов»,

•        «Слог и слово» ,

•        «Кто больше?»,

•        «Задом наперёд»;

•        «Подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

•        наглядные пособия;

•        демонстрационные картины;

•        учебные таблицы,

•        иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;

•        книги;

•        электронные презентации.

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.

В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.

Начальный этап.

Второй этап формирования читательской компетентности посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении.

Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить;

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам;

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин).

2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин).

3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин).

4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Части урока можно менять местами.

Основной этап.

Этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

На основном этапе учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Цель самостоятельного чтения детям пока предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. В процессе этой работы дети опираются на все знания, умения, навыки по чтению, приобретённые к моменту деятельности и закрепляют их.

                Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Заключительный этап.

      На заключительном этапе у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности в различных областях знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

           

            Для организации учебного процесса по формированию читательской компетенции я использую приёмы активного чтения.

  1. Приём «Корзина  идей»

      Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  1. Прогнозирование с помощью открытых вопросов

      Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

  1. Прием «Ассоциативный куст»

      Учитель пишет     ключевое     слово   или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать    знания,     мотивировать последующую      деятельность,    активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

- Ученики про себя читают небольшой по  объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

- Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

- Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

- Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

       4. Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

   Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

5. Приём «Ромашка вопросов»

         Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

6. Прием «Зигзаг»

          Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

7. Составление вопросного плана

        Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося

•        внимательно прочитать текст;

•        выделить главные мысли текста;

•        проверить, как они соотносятся между собой;

•        сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

•        определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

•        сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

•        прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важно.

8. Дневник двойных записей.

           Для формирования умения задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

9. Толстый и тонкий вопросы

         «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

     Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

10. Прием «Цветопись»

       Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

11. Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

12. Приём «Уголки»

         Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

13. Приём  «Восстанови текст».

          Учащиеся получают предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 Большую эффективность имеют нестандартные уроки, которые дети очень любят:

-игра –путешествие ,

-сказки,

- уроки-спектакли,

-уроки-проекты,

-проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

           Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. При проведении таких уроков у детей повышался интерес после того, как им самим приходилось задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. Особое значение для формирования читательской компетенции является личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано»

            Большое внимание на уроках чтения уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковым словарём Ожегова. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

        Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую:

- инсценирование текста или отрывков из художественных произведений,

- выборочное чтение,

- чтение в лицах( по ролям),

- чтение цепочкой по предложению, по абзацу,

- чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку,

- чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. - чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

- чтение самого красивого места в тексте (особенно, если перед нами текст описание или стихотворение).

- нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

На уроках литературного чтения можно  использовать классические музыкальные произведения (Сказка о царе Салтане. "Полёт шмеля" и др.), что является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.

       Достижению положительных результатов работы по формированию читательской компетенции способствует ведение учащимися дневников по чтению, где отражаются успехи каждого ученика.

    На уроках «Детская риторика» даю учащимся представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации, ее компонентах – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения. Знакомлю с различными текстами, речевыми жанрами как разновидностями текста. Учу писать просьбы, объявления, аннотации, хроники.

Достоинства активных методов чтения:

1.        Применимы на уроках любого цикла и на любом уровне обучения.

2.        Ориентированы на развитие личности читателя.

3.        Развивают умение прогнозировать результаты чтения.

4.        Способствуют пониманию текста на уровне смысла.

         Конечно компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, чтобы именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.

            Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем.                Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых

       Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

                  Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. Своевременный и тесный контакт с родителями, совместно проведённые с учащимися конкурсы, викторины позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

            Работу по формированию читательской компетентности младших школьников нужно вести систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями. На уроках литературного чтения использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни. Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности. Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате мне хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность. Думаю стоит  согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций обучающихся  в урочной и во внеурочной деятельности...

Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности

laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...

Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников....

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...