Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках в 3 классе.
статья по чтению (3 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

Загадка - один из самых распространенных жанров устного народного творчества. Знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках в 3 классе.

   Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший ещё в первобытные времена. К сожалению, наши многолетние наблюдения на уроках показывают, что знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания. Ученики читают и запоминают текст и орфографию. Это, конечно, необходимо, но, на мой взгляд, совершенно недостаточно. Нигде на уроке нам не удалось услышать вопросы о том , зачем загадывают загадки, кто их авторы, как строится загадка.

   Очень редки были случаи, когда учителя предлагали детям самим составить загадку. Там же, где это было сделано, детям предварительно не показали, как строится загадка, не предупреждали возможные ошибки.

    Вообще задания творческого характера на основе изучения прочитанных текстов – явление чрезвычайно редкое и ещё реже удачное. Поэтому результаты бывают более чем скромные. Всё это заставило задуматься над тем, как с максимальной пользой и с учетом возрастных возможностей детей научить их самостоятельно составлять загадки. Возможно проводить эту работу надо начинать в третьих классах. Всё зависит от подготовленности класса и заинтересованности учителя.

   Первый урок по теме «Загадки» ставил своей целью вызвать интерес к самой теме урока и к русскому языку в целом, а также выяснить, какие загадки знают дети, какие трудности стоят перед ними при нахождении правильной отгадки.

   Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

   Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:

• внимательно слушать;

• подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

• не торопиться, а всё продуманное тщательно взвесить.

Эту памятку надо держать в уме.

   А зачем вообще загадывают загадки? Что можно узнать с помощью загадок о человеке?

   Так какие качества человека можно проверить, заставляя отгадывать загадки? Наблюдательность, находчивость и сообразительность.

   Для того чтобы составить загадку, надо знать четыре основных условия. Познакомимся с первым.

   В загадке всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих других, даже похожих.

   Нужно внимательно рассматривать и перечислять главные отличительные качества предмета.

   У книги есть листы, но это не листы деревьев. Страницы книги соединены-сшиты, но это не платье, не рубашка. Книга о многом рассказывает. Но это не человек.

   Загадка строится на сравнении двух предметов. У этих предметов есть общие, сходные качества, но есть главное различие, то, чем они не похожи друг на друга. Именно это различие и является главным. Такие загадки труднее отгадывать и придумывать самим.

   Третья особенность загадки: почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифмы. Что такое рифма? Это одинаковые окончания последнего слова в строчке.

   Четвёртое условие, помогающее составить загадку: загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...

Воспитательная и развивающая роль учебника Русского языка на уроке

Воспитательная и развивающая роль учебника Русского языка на уроке...

Роль загадок в развитии первоклассника

Значение загадок в развитии детей...

Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Статья нацелена на формирование словесно-логического мышления в процессе использования загадок на логопедических занятиях.Содерание:1. История создания загадок.2. Предварительная работа над загадками....

Статья: "Роль загадок в развитии первоклассника"

Роль загадок в развитии первоклассника...

Использование загадок на уроках русского языка во 2 классе

Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.  Применение на уроках загадок даёт воз...