Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федосеева Елена Михайловна

 

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока28.86 КБ
Файл презентация к уроку1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Разработчик: Федосеева Елена Михайловна – учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Республики Бурятия

Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и  умений

Цель урока:  развитие умения анализировать произведение устного народного творчества (сказку).

Педагогические задачи: 

1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;

2) Развивать устную  речь, аналитические навыки при работе с текстом;

3) Раскрывать нравственный смысл сказки (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к труду и людям труда.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: различать положительных и отрицательных героев, устанавливать причинно-следственные связи в поступках героев давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, давать ответы, опираясь на текст; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в различных форматах: текст, ребус, анаграмма, схема), перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другую; Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

определять степень успешности выполненной работы.

Коммуникативные: 

слушать и понимать речь других,

принимать точку зрения одноклассников и быть готовым изменить свою точку зрения,

отбирать аргументы и факты для доказательства своей позиции

Личностные: 

Будут иметь представление о нравственных ценностях: трудолюбии, настойчивости в достижении цели,  стремлении самому качественно изменить свою жизнь.  

Методы: прогноз по названию,  словесный, практический,  частично-поисковый

Приемы: да-нет,  интеллектуальная разминка  (перевертыши), прием «поисковое чтение»,  кластер, прием «взаимоопрос»

Ход урока

1. Оргмомент

Дан для нас уже звонок,

Начинаем наш урок.

Тем, кто учится старательно,

Всё удаётся замечательно.

 - Ребята, а что вам особенно нравится, удается на уроках чтения?

Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете разочарованы и научитесь чему-то полезному, нужному.

2. Стадия «Вызов».

Определение темы. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Для начала попробуем  определить тему урока.

СЛАЙД (ребус, в результате решения которого выходим на тему урока:

«Портреты героев сказки «Два Мороза»).

- Портреты на уроках чтения особенные, они «рисуются»  не с помощью карандашей, красок, а с помощью СЛОВ.

 -Какова цель нашего урока? (формулирование цели урока с помощью опорных слов: СОСТАВИТЬ, СРАВНИТЬ, ПОНЯТЬ)

  • Составить словесный портрет героев сказки;
  • Сравнить  героев;
  • Понять, в чем состоит урок сказки

- Ребята, вы со сказкой «Два Мороза» уже знакомы. Предлагаю сейчас выяснить, насколько хорошо вы знаете её содержание. Проведем игру «Да-нетка».

Используется прием ТРКМ «Да-нет» (ответы  типа + или - на вопросы по содержанию сказки в опросных листах

1.Позабавиться, людей поморозить предложил Мороз Красный нос) (+)

2.Синий нос за дровосеком побежал? (-)

3. Купец был лучше подготовлен к зимней поездке? (+)

4.Помогла хорошая, добротная одежда купцу не замерзнуть? (-)

5.Два Мороза – это народная сказка? (+)

6.В конце сказки Мороз Красный нос описан весёлым, жизнерадостным? (-)

7.Купец активно действовал,  двигался, чтобы не замерзнуть на  морозе? (-)

8.Мороз Красный нос предпринял несколько попыток, чтобы заморозить крестьянина? (+)

9.Крестьянин не замерз, потому что Мороз Красный нос был слабым, плохо морозил ? (-)

10.Мороз Красный нос был моложе Синего носа? (+)

Выполняется самопроверка учащимися  по образцу, выводится суммарный балл правильных ответов, фиксируется на оценочном листе.

СЛАЙД «Да-нет»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

3. Стадия осмысления

У нас несколько целей намечено. Первая из них – составить словесный портрет героев.

Чьи же портреты мы будем составлять? (Двух Морозов, купца и крестьянина)

( На доске появляются заголовки: Мороз Синий нос, Мороз Красный нос, Крестьянин, Купец).

- Ребята, у меня для вас – испытание, как заведено в сказках.

Прием «Интеллектуальная разминка».

Сейчас вы с рядом сидящим одноклассником  объединитесь в пары.  Каждая пара получит  карточку со словом.

-Проверяем, как поняли задание

СЛАЙД  (примеры: жалпобе – побежал, бенбучик – бубенчик).

В случае затруднений даю подсказку: слоги в словах переставлены местами, надо правильно составить и понять, к кому из наших героев оно относится.

Дети попарно разгадывают слово, сверяют с оригиналом (правильно написанные слова рубашкой вверх лежат на столе учителя, пронумерованы. Всего 17 вариантов – слов – описаний действий персонажей сказки, т.к. в классе 34 ученика).

В результате работы со словами-перевертышами на доске получается таблица – основа:

М Красный нос

М Синий нос

Крестьянин

Купец

УДИВИЛСЯ

УДАЛОСЬ

ПОЛУШУБОК СКИНУЛ

ЛЕЖИТ

КРЯХТИТ

ПОКАЧАЛ

МАШЕТ

КУТАЕТСЯ

НЕ УДАЛОСЬ

ОТПУСТИЛ

ТОПОР ГРЕЕТ

БОКА БОЛЯТ

ПОСМЕИВАЕТСЯ

ЖАЛЕЕТ

ЖИВО ЗАМОРОЖУ

ПОЖИВИ  С МОЁ

ЗАБРАЛСЯ

- Ребята, что мы получили, выполняя задание «Перевертыши»?  (слова-действия, которые персонажи выполняли в сказке)

Это можно назвать портретом или характеристикой героев? (частично, да). Нет описания,  как выглядят, какие они по характеру.

Отметьте в своих оценочных листах,  какова успешность выполнения задания.

(Удалось догадаться, какое слово было зашифровано? Смогли понять, о ком оно? (если на оба вопроса получен утвердительный ответ, ребенок проставляет 2 балла. Если один из пунктов не соблюдается – 1 балл).

Прием «Взаимоопрос».

- Давайте попробуем понять, почему именно эти действия  и поступки совершают персонажи сказки Для этого мы составим друг для друга вопросы, начинающие со слова ПОЧЕМУ. (при этом  подставляю  карточку ПОЧЕМУ к выборочным словам – действиям, т.к. задать 17 вопросов  и ответить на них не хватит времени)

Примерные вопросы:

Почему Мороз Красный нос сказал, что живо заморозит крестьянина?

Почему крестьянин жалеет свою лошадь?

Почему посмеивается Мороз Синий нос?

Почему Красному носу не удалось заморозить крестьянина?

Почему купец лежал да кутался в санях?

Почему Мороз Синий нос сказал: «Поживи с моё»?

Почему Красный нос удивился тому, что брату удалось заморозить купца?

- Что мы хотели понять, составляя и задавая друг другу  вопросы? Удалось нам это?

- Что ещё выяснили с помощью вопросов и ответов?

Оценим свою работу. Тот, кто составил вопрос или дал ответ на него,  проставляет один балл в оценочном  листе.

Прием «Поисковое чтение». Работа с текстом сказки по учебнику « Литературное чтение» Часть 1. Стр. 198-201

- Ребята, оценить поступки  героев, разобраться в  причине, почему они так поступают, может только внимательный, думающий  читатель. Посмотрим, как это у нас получается: не просто  читать,  а читать  размышляя.

Найдите в тексте сказки момент, как братья Морозы определили, кто кого будет морозить.

Отрывок: «Мороз Красный нос за дровосеком побежал. Я, говорит, его живо заморожу….

 - Подумайте,  кто выступает с предложением, а кто соглашается. Как считаете, почему Мороз Синий нос не стал отговаривать младшего, меняться с ним местами,  а сказал: «Будь по-твоему».

О каких чертах характера старшего брата это говорит? (мудрый, старший, решил, что пусть сам брат попробует, поймет, что не только в шубе дело, опытный.

А о чертах характера младшего  что  можете сказать? (Он молодой, опыта еще нет, торопится, спешит)

- Найдите в тексте отрывок, в котором рассказывается,    как  Мороз Синий нос легко справился с заданием.

Отрывок: «Как же тебе это удалось?...» Почему ему легко удалось заморозить купца? Что бы вы могли посоветовать купцу? Почему он ничего не сделал, как думаете? Значит, он какой?

_ Найдите слова о том, как Мороз Красный делает попытки заморозить крестьянина, не хочет отступать от намеченного?

Отрывок: «Хотел я его ещё по дороге заморозить.

Скажите, о какой черте характера говорит то, что Мороз Красный нос несколько раз пытается заморозить? (настойчивый, хочет добиться цели)

А какой Крестьянин в этой ситуации? (находчивый, работящий, смекалистый).

Найдите в тексте слова, говорящие  о возрасте и жизненном опыте  братьев Морозов

Отрывок:  «Молод ты, брат, и глуп…

Значит, какой  Красный нос? А Синий?

Итог: Помогла ли работа с текстом лучше понять причину поступков героев сказки? Поделитесь своими мыслями, суждениями.

Физминутка

Дровосек рубил дрова

1-2,1-2.

Так  вспотела голова.

А купец вот сидел,

Шевелиться не хотел.

Мы  сидеть так не хотим,

Поскорее  побежим.

Групповая работа. Прием «Кластер».

-Ребята, сейчас я вам предложу поработать в группе. Каждая из групп будет работать над портретом одного героя.

Цель работы: составить  портрет- характеристику.

План:

Подбираем слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ и помогают представить героя

Предлагаем, обсуждаем в команде, выбираем   5-6 наиболее точных слов - характеристик,  

Записываем  каждое слово фломастером на полоске бумаги, наклеиваем под заголовком – именем персонажа.

Представляем (зачитываем) свой результат классу.

Совет: лучше записывать одновременно несколько слов, для этого в группе надо распределиться: кто диктует, кто записывает, кто наклеивает. Принимаем решение сообща. Важно, чтобы работал каждый член группы.

Время работы – 10 мин.

Представление результатов  работы групп

М Красный нос

М Синий нос

Крестьянин

Купец

шаловливый

старший

трудолюбивый

богатый

молодой

опытный

Добрый, терпеливый

ленивый

неопытный

мудрый

Догадливый, сообразительный

малоподвижный

торопливый

любящий

настойчивый

толстый

настойчивый

добрый

выносливый

пострадавший

глупый

шаловливый

неунывающий

недогадливый

-Кто из персонажей сказки является положительным героем?

- Отрицательным? Почему так считаете?

- Можно ли чему-то поучиться у братьев Морозов?  Чему может научить поведение купца?

В чем урок сказки?

4. Стадия рефлексии. Итог урока

 - Какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам их достичь?

- Чему научились благодаря уроку?

- Что стали делать лучше?

5. Оценивание.

Посчитайте, какое количество баллов набрал каждый из вас.

Критерии оценивания:

16 и более баллов

Отличная работа

13-15

Хорошо поработал

10-12

У тебя есть успехи, надо стараться их улучшить

 Домашнее задание: нарисовать понравившегося сказочного персонажа, подобрать из сказки предложение, пословицу, которое его характеризует.

Спасибо за урок, ребята!


Оценочный лист

Твое Имя_________________________________________________________________

Игра  «Да-нет»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Правильных ответов:________

 Работа в парах «Перевёртыши».    Мои баллы:__________

Вопрос – ответ.    Мои баллы:__________

Работа с текстом. Мои баллы:__________

Работа в группе.  Мои баллы: __________

                                                                                         Всего баллов:_______________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У рок литературного чтения 2 класс Учитель: Федосеева Елена Михайловна

Слайд 2

Тема урока: героев сказки « Два Мо

Слайд 3

Тема урока: Портреты героев сказки «Два Мороза»

Слайд 4

Цель урока Составить …. Сравнить… Понять….

Слайд 5

Цель урока Составить словесные портреты героев сказки; Сравнить их; Понять, чему учит сказка.

Слайд 6

Игра «Да – нет» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + - + - - + - +

Слайд 7

Интеллектуальная разминка нитзве – звенит, бенбучик – бубенчик, кольколочик - колокольчик

Слайд 8

Учимся задавать вопросы Почему …. живо заморозит не удалось заморозить жалеет посмеивается лежал да кутался удивился поживи с моё

Слайд 9

Поисковое чтение Как братья Морозы договорились, кто кого будет морозить? К ак Мороз Синий нос справился с заданием? Как Мороз Красный делает попытки заморозить крестьянина, не хочет отступать от намеченного ? Слова , говорящие о возрасте и жизненном опыте братьев Морозов.

Слайд 10

Работа в группе Цель работы: составить портрет- характеристику героя. План: Предлагаем слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? и помогают представить героя. Обсуждаем, выбираем 5-6 наиболее точных слов - характеристик, Записываем на полоске бумаги слова, наклеиваем на основу. Зачитываем свой результат классу.

Слайд 11

Итог урока Цели, которые мы наметили в начале урока: Составить словесные портреты героев сказки; Сравнить их; Понять, чему учит сказка - Удалось ли нам их достичь ? - Что поняли благодаря уроку?

Слайд 12

Оценивание Сумма баллов Результат 16 и более баллов Отличная работа 13-15 Хорошо поработал 12-10 У тебя есть успехи, надо ещё постараться

Слайд 13

Домашнее задание по выбору Приготовить выразительное чтение сказки нарисовать одного из персонажей сказки, подобрать к рисунку предложение , пословицу, подходящие по смыслу.

Слайд 14

Рефлексия Я узнал на уроке… Я похвалил бы себя за… Особенно у меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения по теме Русская народная сказка "Теремок"

Урок - путешествие в страну сказок "Маленькая страна"...

Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).

На уроке чтения в 4-м классе по  программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирован...

Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...

Конспект урока чтения в 4 классе по теме "Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения"

Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;учить детей выделять главную мысль литературного произведения;продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, б...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России

Урок литературного чтения 2 класс Тема  Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...