Урок литературного чтения в 4 классе на тему "А.Платонов " неизвестный цветок""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Класс:4 Тема: А. Платонов «неизвестный цветок» Цель урока: Расширение представления о художественном мире Андрея Платонова на материале сказочного происшествия «неизвестный цветок». Задачи: Обр: формировать духовную культуру ребенка, его эстетический вкус; Восп: воспитывать патриотизм; Разв:развивать навыки аналитического мышления. Планируемые результаты: Предметные: формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; Метапредметные: Познавательные: - установление причинно-следственных связей, - выдвижение гипотез и их обоснование. - поиск и выделение необходимой информации; - определение основной и второстепенной информации; Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.4_klass.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:4

Тема: А. Платонов «неизвестный цветок»

Цель урока:

Расширение представления о художественном мире Андрея Платонова на материале сказочного происшествия «неизвестный цветок».

Задачи:

Обр: формировать духовную культуру ребенка, его эстетический вкус;

Восп: воспитывать патриотизм;

Разв:развивать навыки аналитического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; 

Метапредметные:

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- поиск и выделение необходимой информации;

- определение основной и второстепенной информации;

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Ход урока:

1. Организационный момент

Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа?

Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.

Что значит “разговор по душам”?

2. Проблемный вопрос к уроку.

Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного русского писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова.

Что особенного заметили в имени?

Что такое псевдоним?

Его псевдонимом послужило имя отца: Платон - Платонов

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.

За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.

3. Подготовка к восприятию сказки

Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

Каким вы представили цветок?

Выскажите свои предположения.

- В каком году было написано это произведение?

- Посмотрите на годы жизни писателя.

Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.

Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?

- Что такое сказка?

Какими чертами обладает любая сказка?.

О чем может идти речь в этой сказке?

Как вы думаете, может это произведение быть былью?

Что такое быль?

О чем может идти речь в этой были?

Как автор определил жанр своего произведения?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.

4. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

( 3-6 абзацы читать в музыкальном сопровождении. Музыка к к/ф “Овод”)

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением.

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

- коллективное чтение

- Прерванное чтение.

после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

А хотите узнать авторский вариант?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше.

5. Первичное восприятие

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?

Физ. минутка.

Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели)

Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.

6. Беседа по содержанию сказки-были.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

7. Осмысление и анализ прочитанного содержания.(выборочное чтение)

1). « Какой была жизнь цветка на пустыре?»

2). Найдите в тексте слова помогающие определить отношение рассказчика к цветку.

3). Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

3). «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»

( -Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.

Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)

4). Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем?

5). Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

6). Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

7). Почему цветок, автор сравнивает с героем?

8). Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?

9). Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?

10). Как изменилась жизнь на пустыре через год?

11). Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?

12). Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося цветка.

13). Как вы понимаете значение слова «благоухание»?

8. Творческое задание

Возьмите лепесток. Подводя итог нашему разговору по душам, напишите, как откликнулась ваша душа на это произведение.

- Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.

- Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.

9. Кому удалось сегодня совершить для себя открытие? Поделитесь своим открытием с друзьями.

Каждый совершил маленькое чудо - открыл для себя «цветок мечты». Многие желают найти его, а встречается он не всем. Показывается тот цветок лишь тому – у кого доброе и понимающее сердце, лишь тому - кто готов прийти на помощь в трудную минуту, лишь тому – кто излучает тепло, улыбку и радость.

-Ну вот подошел к концу наш урок.

-оценки

Д/З.

1. Перечитать сказку-быль.

2.Ответить на вопросы.

Д/З. Творческое задание:

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода . Нарисовать рисунок.

2.Подготовить пересказ от лица Даши или Неизвестного цветка.

3. Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»

8. Итог урока

Волновалась ли у вас сегодня душа?

Пытались ли раскрыть свою душу?

Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

песня: «Есть на свете цветок алый, алый…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс.Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», ожизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:- знать о жиз...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".А.П.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Цветок на земле» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умен...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:Знать о жизни...