Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пучкова Светлана Михайловна

Конспект урока литературного чтения по теме:

«Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

3 класс УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме:

«Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

3 класс УМК «Школа России»

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).

        «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

- Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

2. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Л. Н. Толстой «Акула»).

- Кто готов пересказать рассказ? (Один ученик).

- Как мы оценим ответ учащегося? Аргументируйте своё мнение.

- О чём этот рассказ? О чём это произведение заставляет задуматься?

3. Подготовка к восприятию текста.

-Послушайте  слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

       -  На какую тему все эти слова? (Корабль)

Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля  насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела  длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.

      - Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».

Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых,  как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

      -Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся)

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какого писателя? (Льва Николаевича Толстого).

- Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Откройте в учебнике стр. 156

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

- Какие  цели поставим на уроке? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).

- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

4. Словарная работа.

- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение

5. Первичное знакомство с текстом.

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное.

(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

- Каков жанр произведения? (Рассказ)

-Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)

-Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).

- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)

6. Работа над содержанием текста.

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик  ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

7. Итог урока.

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

8. Рефлексия.

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

X. Домашнее задание.

- От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока:  продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения по теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе. УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтенияпо теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе.УМК «Школа России»...

Конспект урока литературного чтения Тема: Ш. Перро "Кот в сапогах" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением «Кот в сапогах» Ш. Перро; формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения; формирование умения выделять инфо...

Конспект урока литературное чтение, тема: М. М. Зощенко «Золотые слова», 3 класс, УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и культуры речи...