Технологическая карта урока чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

Тема урока

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-й урок)

Тип урока

Урок развития умений и навыков

Цель урока

создать условия для формирования умения воспринимать содержание художественного произведения, работать с текстом, анализировать прочитанное.                   

Основные термины и

понятия

Текст-повествование, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения

Информационно-образовательная среда

Ресурсы:

Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение» 2 ч., 4 кл. учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.. Головановой М.В. и др. 2020 г.,толковый словарь)

Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, мультимедиа-ресурсы и др.)

Диагностический материал (страницы учебника, раздаточный материал: листы самооценки, сравнительная таблица «Главные герои рассказа»)

Образовательные  задачи

 

 

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет «Литературное чтение».

Класс – 4.

Учебник «Литературное чтение» 2 ч., 4 кл. учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.. Головановой М.В. и др. 2020г

Тема урока

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-й урок)

Тип урока

Урок развития умений и навыков

Цель урока

создать условия для формирования умения воспринимать содержание художественного произведения, работать с текстом, анализировать прочитанное.                

Основные термины и

понятия

Текст-повествование, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения

Информационно-образовательная среда

Ресурсы:

Информационный материал (УМК, Учебник «Литературное чтение» 2 ч., 4 кл. учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.. Головановой М.В. и др. 2020 г.,толковый словарь)

Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, мультимедиа-ресурсы и др.)

Диагностический материал (страницы учебника, раздаточный материал: листы самооценки, сравнительная таблица «Главные герои рассказа»)

Образовательные  задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

 Социальная грамотность – интегративный компонент Математическая грамотность – предметный компонент Коммуникативная грамотность – интегративный компонент Информационная грамотность – интегративный компонент Читательская грамотность - интегративный компонент Естественнонаучная грамотность – предметный компонент и т.д.

1. Мотивационно – ориентировочный этап

1.1 Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности: учебно-практическая задача, решаемая в группах.

Организует актуализацию знаний учащихся по прочитанному произведению, подводит к формулировке темы урока учащимися, к постановке цели и определению задач на урок.

– Произведения какого автора мы начали изучать на прошлом уроке?

– Можно ли считать работу над этим произведением завершенной на прошлом уроке? (нет)

– Итак, какой будет тема нашего урока? (продолжить работу с рассказом «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка).

– Как вы думаете, что нам предстоит узнать и сделать на уроке?

– Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

– Как добиться поставленных задач, по-вашему, мнению?

Интегративные компоненты ФГ:

Читательская ФГ:

Коммуникативная ФГ:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируемые компетенции

– готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей;

– стремление к совершенствованию собственной языковой культуры.

– уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

– уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов, определять границы знания/незнания.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, готовить рабочее место для включения в учебную деятельность.

-  участвовать в учебном диалоге; – уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность: стремление применить свои знания. Мозговой штурм

В какое время года происходили события, описываемые автором? (осенью)

Как называется озеро? (Светлое)

Как называется небольшой залив на озер? (заводь)

Как звали старика? (Тарас)

Что значит «старик жил бобылем»? (в одиночестве)

Сколько лет жил Тарас на озере? (40)

С кем жил старик на озере? (с собакой)

Назовите кличку собаки Тараса (Соболько)

Кого приютил Тарас? (лебедя)

Какое имя получил питомец? (Приемыш)

Что сделал Тарас с лебедем, чтобы тот не улетел со стаей? (запер в сарае)

Какой совет охотников, чтобы лебедь не улетел, отказался выполнить Тарас? (не стал подрезать крылья, т.е. калечить)

Вы успешно справились с блиц-опросом по содержанию прочитанного произведения, молодцы.

1.3. Цель учащихся: показать умение ориентироваться в прочитанном ранее тексте, применять на практике умение дать характеристику текста, умение проводить сравнительный анализ героев литературных произведений.

1.4 Учебная задача: ответить на вопросы по содержанию ранее прочитанного текста, дать правильную характеристику текста, провести сравнительный анализ героев прочитанных ранее произведений.

2. Поисковый этап

2.1. Создание учителем проблемной ситуации, побуждающую к мыслительной деятельности для решения проблемной ситуации.

Создает ситуацию,

– Послушаете отрывок из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

– Помнишь лебедя-то? Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Соболькой остались одни…

– Вспомнили этот эпизод? Почему Тарас и Соболька остались одни? (Лебедь улетел со стаей)

Проблемная ситуация:

А могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы свою приемную семью?

На этот вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке.

Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ:

Коммуникативная ФГ:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируемые компетенции

- готовность анализировать и применять полученную информацию.

- умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли.

- проводить анализ прочитанного;

- уметь оформлять свои мысли в устной и графической форме;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

- умение планировать свою деятельность;

- прогнозирование работы, самоконтроль деятельности.

- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;

- умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план предстоящей деятельности:

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи).

Давайте еще раз назовем главных героев этого произведения (старик и лебедь).

Что необходимо сделать нам, чтобы ответить на проблемный вопрос? (охарактеризовать героев, сравнить их)

Составление плана работы

План работы.

1.        Определить главных героев произведения.

2.        Охарактеризовать главных героев (заполнить таблицу).

3.        Выяснить причины, по которым герои поступили именно так, а не иначе.

4.        Ответить на проблемный вопрос.

3. Практический этап

3.1. Организация работы с текстом художественного произведения с одновременным заполнением таблицы.

Ребята, мы будем работать с текстом произведения в учебнике, заполнять таблицу, которая есть у каждого из вас на столе.

Как лебедь оказался у лесника? Найдите в тексте и прочитайте (с.20).

Выберите слова, характеризующие Приемыша (сирота, умная птица).

Почему лебедя Тарас назвал сиротой? (Остался без обоих родителей, их пристрелили)

Как старик говорил о лебеде, найдите в тексте и прочитайте. Работаем в парах (необыкновенно, любовно, как о близком человеке).

Как это характеризует старика? (добрый, отзывчивый, любящий)

Что предложил сделать один охотник Тарасу, чтобы лебедь не улетел от него и что на это ответил лесник? (подрезать крылья, отказался «увечить птицу»).

Найдите и прочитайте, как сложились отношения Приёмыша с Соболькой? (С.20-21)

Как это характеризует нашего героя? (гуляли вместе, играли, тосковали, дружно жили).

– От чьего имени ведется повествование в рассказе? (от автора)

Давайте прочитаем отрывок рассказа, в котором Д.Н. Мамин-Сибиряк высказывает свое отношение к старику. С.21 (Я очень любил старика…)

Какое чувство испытывал автор к Тарасу? (он его любил).

Почему автор любил Тараса? (много знал, много и интересно рассказывал, хороший, умный, любил и понимал природу, одинокий)

Найдите в тексте (с.22) ответ на вопрос: за какие качества Приемыша старик особенно им был доволен? (гордая птица).

Мы проанализировали II часть рассказа, дали характеристику двум главным героям, кому? (Приемышу, Тарасу).

-Давайте прочитаем, какие качества Старика и Приёмыша мы выявили и записали в таблицу (читают с места).

Главные герои рассказа

Тарас

Приёмыш

Старик Добрый Отзывчивый Любящий Жалостливый Хороший Умный Одинокий

Любит природу

Заботится о животных

Лебедь Сирота Умная птица

Умеет дружить Гордый Игривый

Интегративные компоненты ФГ:  

Читательская ФГ:

Информационная ФГ:

Коммуникативная ФГ:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируемые компетенции

- применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;

- анализ и обобщение полученной информации;

- овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;

-личная оценка прочитанного;

-участие в учебном диалоге.

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

- работать по плану, инструкции;

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование полученных знаний;

- осуществлять самоконтроль деятельности.

- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;

- умение выражать свои мысли и  оценивать действия участников образовательного процесса;

- допускать существование различных точек зрения.

3.2Работа в группах

1 группа

Прочитайте фрагмент текста с. 23 (Нет, сам ушел…). Ответьте на вопросы.

  • Как Приемыш встретился со стаей лебедей?
  • Как вел себя Приёмыш при первой встрече с лебедями?
  • Какое чувство охватило Приёмыша спустя несколько дней?
  • В чем выражалась тоска лебедя?

2 группа

Прочитайте фрагмент текста с. 24 (Ах ты думаю, какая задача!..). Ответьте на вопросы.

  • Почему старик считал, что Приёмыш пропадет, если улетит со стаей лебедей?
  • Как лебеди учили своих птенцов?
  • Как характеризует Тараса такое переживание о Приемыше?

3 группа

Прочитайте фрагмент текста с. 24-25 (Старик опять замолчал…). Ответьте на вопросы.

  • Почему старику пришлось выпустить Приёмыша?
  • Как Приёмыш прощался с Тарасом?
  • Какое чувство испытывали старик и Соболька после отлета Приёмыша?

Группы представляют результаты работы.

Можем ли мы дополнить нашу сравнительную таблицу?

Главные герои рассказа

Тарас

Приёмыш

Старик

Лебедь

Добрый

Сирота

Отзывчивый

Умная птица

Любящий

Умеет дружить

Жалостливый

Гордый

Хороший

Игривый

Умный

Одинокий

Любит природу

Заботится о животных

Тоскует

Тоскует

Интегративные компоненты ФГ: Компоненты читательской ФГ:

Коммуникативная грамотность:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируемые компетенции

– применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;

- анализ и обобщение полученной информации;

- овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;

-личная оценка прочитанного;

- участие в учебном диалоге.

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения;

- заполнять таблицу.

- работать по плану, инструкции;

- поиск и выделение необходимой информации;

–структурирование полученных знаний в форме таблицы;

- осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;

- умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса;

- допускать существование различных точек зрения.

4. Рефлексивно - оценочный этап

4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Подводит детей к решению проблемной ситуации.

Итак, узнав столько интересного о главных героях, давайте ответим на проблемный вопрос, могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы свою приемную семью?

Ответы учащихся.

На следующем уроке мы подумаем над тем, чему нам можно поучиться у Тараса и Приёмыша.

Информационная ФГ:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируемые компетенции

- анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

- проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

– осуществлять прогнозирование работы и самоконтроль деятельности.

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;

- допускать существование различных точек зрения.

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся

Да, Приёмыш по-другому поступить не мог. Лебедь – птица свободолюбивая, у неё тоже должна быть своя семья. Лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни, они готовы пожертвовать своей жизнью ради своего любимого или любимой. И людям стоит этому поучиться у них.

А что же Тарас? Будучи очень мудрым и добрым человеком, он понимал, что Приёмыш умрёт от тоски, оставь он его у себя. Лесник подарил лебедю надежду на новую счастливую для него жизнь, не смотря на боль и терзающую его тоску.

Организует самооценку учебной деятельности

Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки.

Критерии оценивания:

Работал отлично  !   Работал хорошо  +   Не все получилось –

4.3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома.

  • Выучить один из монологов Тараса наизусть* (задание по желанию).
  • Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов к тексту произведения. («Тонкие» – Кто? Что? Когда? Как? «Толстые» – Почему так..? Объясните, почему… В чём различие…?)

ЗАДАНИЕ. Познакомьтесь со структурой урока по функциональной грамотности. Вы можете попрактиковаться и составить урок по функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".

Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....

технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"

Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)

На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...

Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...

Технологическая карта урока чтения (урок обучения грамоте). УМК «Перспектива»

Тема: «Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».Цель:Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Тол...