Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н. Носова "На горке" во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ухтинская Елена Геннадьевна

Технологическая карта урока чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_gorke.nosov_tehnologicheskaya_karta.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

г.о.Саранск  Республики Мордовия

Технологическая карта урока

Литературного чтения

во 2 классе

по теме: Н Носов «На горке».

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                   Ухтинская Е.Г.

Зыково, 2017

Предмет: литературное чтение

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и

идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация,  аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»;

- толковые словари русского языка Даля; выставка книг Н.Н. Носова.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

Словесный: слово учителя

1мин

- У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Речевая разминка.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Дети хором произносят текст:

                                     Привет, сосед!

                                    Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

Личностные УУД: самоорганизация

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией  и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

2 мин

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?      

- Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.  Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Н.Носова.

Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н        К Е Г О Р            

Познавательные УУД:  приводить примеры,

 делать обобщения, выводы.

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

  1. Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Мотивационный этап.

III. Работа по теме урока.

Словесный: учебный диалог.

Подготовка к первичному восприятию текста.

3 мин

- Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.         Слайд 4

- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Вести учебный диалог

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

5 мин

-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ?

Работа над новыми понятиями

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника.

Слушать аудиотекст

Находить значение слова в словарике

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение  по цепочке.

10мин

Чтение и первичный анализ

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке» до моего сигнала.

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Читать текст по цепочке.

Анализировать текст.

Вести учебный диалог.

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

IV. Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст.

2 мин.

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь! С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений

V. Продолжение работы по теме урока.

Анализ произведения, выборочное чтение.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: анализ пословиц, анализ иллюстраций, составление картинного плана.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

7 мин

Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

- Что делали ребята?

- Прочитайте, как они строили горку.

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:  Извлекать необходимую информацию.

Личностные: оценивать поступки героев.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

VI. Самостоятельная работа.  Проверка по образцу. Самооценка.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

Практический: анализ пословиц,

10 мин.

 Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

Задание 1 .     Игра «Верно-неверно»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием!

- А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Задание 2.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда и увидели горку, засыпанную песком?

Прочитайте диалог Котьки и ребят, без слов автора.

-Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение?

Задание3.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                      

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием.

 Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька?

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Кто помог Котьке измениться?

Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

 - А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.

Выборочное чтение отрывка по заданию.

Подбирать подходящую пословицу.

Самооценивание.

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:

- определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;

Познавательные УУД: анализ, синтез.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

VII. Выставка книг.

Обобщение материала.

1 мин.

- Итак, все 4 вывода верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят.

-Скажите, кто является главными героями рассказов Н.Носова?
- И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

-  А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

(Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)

Отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.

Итог урока

Словесный: слово учителя.

1 мин

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         

  1. Развеселить читателя.
  2. Подшутить над кем- нибудь.
  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  4. Разбудить фантазию.
  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния.

Наглядный: учебная презентация.

1 мин

Выберите любую фразу и продолжите её:

-на уроке я научился…

-на уроке я узнал…

-на уроке мне понравилось…

-на уроке мне не понравилось….

-на уроке я не понял…

-мне еще нужно поработать над…

- я  хочу похвалить…

-  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

-А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

-Спасибо, мне было приятно с вами работать!

Проводят самооценку своей деятельности

Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

Домашнее задание

1 мин

Мы составили с вами план к нашему рассказу,
по которому вам дома нужно составить пересказ.

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон"

Цель:Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.Задачи:   Образовательные: способствовать формированию у учащ...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактические:1) Расширит...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке""

Технологическая карта урока литературного чтения  по теме "Н.Носов "На горке"". Урок по типу "Открытие нового знания" проводится во 2 классе по программе "Школа...

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» с театрализацией отрывка из произведения

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»  с театрализацией отрывка из произведения. 2e1fcf8fbfe9239...