Конспект урока по литературному чтению в з классе Л.Н. Толстого «Акула»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Камзаракова Мария Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx127.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  литературному чтению в з классе Л.Н. Толстого «Акула»

Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Ознакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты (предметные):научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением парусников.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Акула рыщет по морям,

Пугая всех и там и сям.

Разинет пасть зубастую:

- Я всех вас заграбастаю!

                                  С. Газин.

                             

— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Творчество какого писателя мы изучаем?

— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.

IV. Введение в тему.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали во 2 классе7 («Филиппок», « Старый дед и внучек», « Котёнок», « Отец и сыновья» и др. )

Отгадайте загадку.

Над водой взметнулась глыба
Это очень злая рыба
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (АКУЛА)

— Откройте учебники на с. 56—57. Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О чем этот рассказ?

— Определите тему и задачи урока.

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Акула».

— Что вы знаете об акулах?

- Послушайте внимательно текст об акуле. 
(Ученик зачитывает статью об акуле)
     Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 

- Что нового узнали об акулах? 
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

- Как вы думаете, где происходят события рассказа?

— Какие тогда были корабли?

(Учитель рассказывает о кораблях. Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.)

История кораблестроения от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев лайнеров уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.

Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы парус. Затем, приблизительно в X—XI вв., наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.

Развитие русского флота тесно связано с именем Петра I. В июне 1693 г. он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Началось создание регулярного военно- морского флота. К 1714 г. Россия уже имела свой парусный флот.

Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

V. Работа по теме урока

(Учитель читает до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

— Как вы думаете, что будет дальше?

(Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.)

— Оправдались ли наши предположения?

— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)

VI. Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

- Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.)

- Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

- Прочитайте, что было дальше.

— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)

— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль».)

— Почему все замерли от страха? (Он мог попасть в мальчиков.)

— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела.)

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

- Почему Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула», а не «Выстрел», «Старый артиллерист», «Купание в открытом море»?

— Разделите рассказ на части в соответствии с планом на с. 58 учебника (задание № 5).

— Перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел…

  • Самым неожиданным для меня стало.

IX. Подведение итогов урока

— С каким рассказом вы познакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации

                                                                                                                                Приложение 1.

http://cdn01.ru/files/users/images/76/72/7672d69323cdb9b5001ec467f68c1dae.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению для 3 класса: Лев Толстой "Прыжок".

Развивать и совершенствовать навык чтения.Учить делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.Вырабатывать привычку делового сотрудничества и самоконтроля за поведением во время работы на урок...

Конспект урока литературного чтения во 2 класса по теме "Рассказы Л.Н.Толстого"

Задачи: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого, умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Развивать речь, внимание, воображение. 3. Воспитывать в детях до...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе :Л.Толстой."Акула".(УМК "Школа России".

Подробный план урока,разнообразные виды деятельности,интересный материал....

Урок по литературному чтению в 3 классе . Л.Н.Толстой "Акула". Программа "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Л. Толстой "Акула"

Методическая разработка технологической карты урока по литературному чтению....