развитие техники чтения учащихся
статья по чтению

Рожкова Светлана Сергеевна

развитие техники чтения учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие техники чтения учащихся начальных классов и пути его совершенствования в рамках ФГОС НОО. Формирование навыков выразительного чтения

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой переосмысление давно сложившейся системы работы начальной школы. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания.

        Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил К.Д.Ушинский.

        Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста. Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного беглого чтения. Дети должны уметь читать вдумчиво и быстро, иначе в старших классах желание учиться пропадет совсем, они просто не будут успевать прочитать тот объем текстовой информации, который необходим. В настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.

        В настоящее время выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания, различные рекомендации, предназначенные учителям. Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников невозможна без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения.

        Выразительное чтение – важное средство воспитания и обучения детей. Есть несколько упражнений, с помощью которых можно добиться неплохих результатов при обучении детей выразительному чтению.

        Как было сказано выше, чтение должно быть вдумчивым. В начальной школе нужно учить детей продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.

        Чтение является сложным действием. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно обязательно выяснить исходные причины трудностей. Выяснив причину, можно браться за подбор тех приемов и методов, которые смогут помочь ребенку. Обучая детей чтению, необходимо в равной степени уделять внимание упражнениям, улучшающим технику чтения, и способствующим пониманию прочитанного. Все должно быть направлено на то, чтобы воспитать грамотного читателя.

        Главное – необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребенка, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, поддерживая их усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ техники чтения учащихся

Анализ техники чтения учащихся...

Проверка техники чтения учащихся начальных классов

Порядок проведения процедуры проверки техники чтенияНормы чтенияРекомендации по оцениванию техники чтенияКлассификация сшибок, влияющих на снижение оценки...

Как повысить технику чтения учащихся.

Выступлене на методическом объединении учителей начальных классов....

Таблицы слогов и слов для развития техники чтения у учащихся, страдающих дислексией.

Проблема нарушения чтения встречается достаточно часто.Почти в каждом классе Вы увидите такого ребенка, а то и двух.Учителя возмущаются: "Дети ничего дома не делают. Если в классе времени на чтен...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Роль упражнений в развитии техники у учащихся в классе фортепиано

В данной статье расскрывается участие и роль упражнений в развитии техники у учащихся в классе фортепиано....