Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

УМК: «Перспектива»

Тема: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его произведениями; учить находить главную мысль                в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям                   и родителям; создать условия для осознания детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека,                       а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи урока: научить детей определять смысл произведения, тему и идею. Продолжать учить анализу произведений. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье, нравственные уроки и убеждения.

Планируемые результаты: 

Метапредметные:                                                                                                                                                                                   Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;                                            планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.                                                                                                      Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Предметные: уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение                              о прочитанном; определять главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные: уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Виноградская, Горецкий. 2 часть, портрет Л.Н.Толстого, толковый словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки, задания).

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

– Разрешите начать мне урок?  Я хочу, чтобы был он вам впрок, предлагаю вам размышлять, доказывать, думать и рассуждать!

–Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать,                  и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки так, чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему            и пожелайте друг другу удачи.

Осознанно входят                          в пространство учебной деятельности.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме  (Коммуникативные УУД)

Самоопределение, смыслообразование (Личностные)

2

Речевая разминка.

  – Прочитайте стихотворение В.Берестова с ускорением.                    

В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картинку на стене,
Со стола слизнуло справку
И пошло опять на травку.

  – К какому жанру можно его отнести? Отгадали загадку?

Читают стихотворение.

 

– Загадка

  –Коза

Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме             (Коммуникативные УУД)

3

Проверка домашнего задания.

  –  Ребята, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворений о маме.

Спрашивает учеников                     и следит за их чтением.

– А кто расскажет нам о том, как в семье дети могут заботиться о маме?

Выразительно читают стихотворения о маме.

Отвечают на вопросы учителя.

Развитие речевой деятельности; умение слушать и понимать речь других   (Коммуникативные УУД)

Формируется умение извлекать информацию                 из текста; формируется             умение ориентироваться                        на доске и в учебнике (Познавательные УУД)

Самоконтроль, самооценка (Регулятивные УУД)

4

Постановка целей урока.

  – Хорошо, спасибо. Сегодня на уроке мы познакомимся               с биографией и творчеством одного знаменитого               писателя. Откройте учебник на с.69  и прочитайте его имя.

– Ребята, обратите внимание на доску. Я предлагаю                     вам соединить   начало                  и   конец пословиц,   чтобы   получились верные высказывания  и   объяснить   их    смысл. Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы                  в группах.

Вся семья вместе…                      

… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    

…детки же и горе.

Детки ж –   радость…      

…и душа на месте.

 

– Что общего  у этих пословиц? Как вы понимаете слово «семья»? А как вы думаете, зачем люди создают семьи?

– А теперь прочитайте названия двух произведений и попробуйте определить тему урока, чему мы будем учиться на уроке?

– Верно, молодцы.

– Лев Николаевич Толстой.

Работают в группах по заданию

Собирают пословицы о семье и объясняют их смысл.

Отвечают на вопросы учителя.

– Мы будем говорить о том, какими должны быть отношения в семье, как следует относиться                      к старшим.

Уметь определять                        и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст; формирование умений работать в группе         (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться                в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

5

Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя                        о Л.Н.Толстом.

 – Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться.                В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Он очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро,              о необходимости учиться              и о многом другом.

– Что вы узнали об этом писателе?

2. «Отец и сын».

– Прочитайте самостоятельно произведение «Отец и сын». Какие чувства вы испытали при чтении? Перечитаем и определим жанр этого произведения.

– Молодцы! Правильно. Ребята, басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

– Найдите в басню главную мысль. Что сделал отец, чтобы его сыновья жили дружно? Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение басней?

Внимательно слушают рассказ учителя о писателе.

Отвечают на вопросы учителя.

– Басня.

Слушают сообщение учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы            (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; выполнять роль            в группе, сотрудничать              в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

Учебная мотивация.

(Личностные УУД)

6

Физкультминутка.

Включает видеоролик                       с упражнениями.

Выполняют упражнения.

Установка на здоровый образ жизни               (Личностные УУД)

7

Продолжение работы по теме урока.

1. Подготовка к чтению рассказа «Старый дед и внучек».

– Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

2. Словарная работа.

– Ребята, перед тем, как мы начнем читать рассказ, давайте сначала узнаем значение некоторых слов. Лохань – круглая или продольная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.            Невестка – жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа (и их женам и мужьям). Слаживает (сладить): 1) хорошо устроить, упорядочить; 2) справиться, привести кого-нибудь к соглашению, послушанию.

3. Чтение рассказа.

– Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытали?

4. Выборочное чтение.

– Прочитайте строчки,                     в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол. Почему приняли решение давать ему еду                   в лоханке? Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик? Почему он вздохнул и нечего не сказал? Что складывал Миша из дощечек? Как отреагировали на это занятие сына родители?

5. Обобщающая беседа.

–Назовите главных героев рассказа. Как в семье стали относиться к дедушке                    и почему? Что случилось               во время обеда за печкой?               А почему дед уронил и разбил чашку? Как вы охарактеризуете невестку? Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он    не заступился за своего родного отца? Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду?  Чему учит нас этот рассказ?

6. Работа с пословицами.

– Ребята, посмотрите                      на доску, на ней расположены карточки с пословицами:

В недружной семье…      

…и сердце на месте

 В семье разлад,  …      

…добра не бывает

Когда семья вместе, …      

…так и дело идет прекрасно          

В семье согласно, …          

…так и дому не рад

Не будет добра, …                            

…коли в семье вражда

– Соберите пословицы, прочитайте. Объясните их смысл. Какая из этих пословиц больше всего подходит к рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед               и внучек»?

Высказывают свои предположения.

Слушают объяснения учителя.

Выразительно читают рассказ.

Отвечают на вопросы учителя по произведению.

 – Дед, невестка, сын, внучек.                                  

– Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена.

Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших.

Он равнодушный, бездушный, слепо подчиняется своей жене.            Он не защитил своего родного отца.

Слова Миши.

Работают с пословицами.

–  В недружной семье добра не бывает.   В семье разлад, так и дому не рад.  Когда семья вместе, и сердце на месте. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Не будет добра, коли в семье вражда.      

 

Осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

Умение строить речевое высказывание (Коммуникативные УУД)

Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст (Регулятивные УУД)

8

Рефлексия

– Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (Регулятивные УУД)

Социализация учащихся; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу (Коммуникативные УУД)

9

Итог урока.

– Что нового вы узнали                  на уроке? С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие рассказы мы прочитали? Назовите главную мысль каждого рассказа. Чему вас научили эти рассказы?

–Ребята, вы – большие молодцы! учитесь любить                и заботиться. Любите                      и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь – это огромная сила, которая может сделать невозможное.                     Я желаю огромной любви вам, ребята.

Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями и эмоциями.

Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

10

Домашнее задание и оценочная деятельность.

– Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам надо составить рассказ                    о своей семье, о своих взаимоотношениях                           с родственниками.                                                                                        

                                                             И выразительное чтение произведений Л.Н.Толстого.

Дает комментарий                        к выполнению домашнего задания.

Дает оценку деятельности учеников на уроке                        с комментариями.

Открывают дневники                    и записывают домашнее задания.

                                                                                                                   

Слушают комментарии учителя.

Эмоциональное принятие домашнего задания (Коммуникативные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейный бюджет"

Тема урока: «Семейный бюджет».Тип урока: усвоение новых знанийФорма урока: урок-практикум.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семе...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по немецкому языку по теме "Семейные фотографии из Германии" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; формирование лексического навыка; формирование грамматического навыка говорения, формирование навыков чтения.Планируемые результаты:Пр...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного  отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с рассказами Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», формирование умения находить главную мысль в тексте; формирование навыков...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Семейный бюджет".

Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Конспект урока для 3 класса....