Технологическая карта урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс Тема «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коноплева Виктория Евгеньевна

Цель урока: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.

Дидактические:

1. Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его;

2. Уметь описывать предметы.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки

2. Развивать умения проводить самоанализ

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к русскому языку;

2. воспитывать умение вести учебный диалог

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.04.23

Школа:

Класс: 2

Урок: 3

Время:09:50 -10:30   Кабинет: 306

Студент: Коноплева Виктория Евгеньевна

Группа: 42

Учитель:

Методист:

Тема урока «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Тип урока: урок  общеметодологической направленности

Цель урока: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его;
  2. Уметь описывать предметы.

Предметные:

1. Умение составлять текст-описание

2. Повторить знания о имени прилагательном

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки

2. Развивать умения проводить самоанализ

Личностные:

1. Формированию мотивационной основы учебной деятельности, интереса к изучаемому материалу;

2. Развитие самостоятельности в разных видах деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к русскому языку;

2. воспитывать умение вести учебный диалог

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 2кл. 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов: презентация

Фронтальная

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

- приветствуют учителя

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

ЦОР, учебник с упражнениями, раздаточные и демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией,

доска

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Группа словесных методов: беседа.

Фронтальная

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

-Ребята, давайте немного потренируемся перед началом урока. Кто больше подберет имен прилагательных к существительному, представленному на слайде?

Цветок

-Хорошо. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное?

-Верно. Что обозначает имя прилагательное?

-Отлично! Ребята, подобрав имена прилагательные к существительному «цветок», что мы сделали?  

-Верно. Ребята, а вы помните, как называется  текст, где описывается предмет или явление?

-Верно (повторяют определение текста – описания).

-Какие вопросы можно задать к тексту – описанию?

-Какова роль прилагательных в тексте – описании?

-Молодцы!  

-Ребята, что мы только что с вами делали?

  • -Посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде представлена картина Ф.П. Толстого).
  • -Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите внимательно картину.

Подбирают имена прилагательные к существительному.

-Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему.

- Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека.

-Описали предмет (цветок).

-Текст – описание.

Повторяют определение текста – описания.

-Какая? Какой? Какие? Какое?

-Прилагательные позволяют описать явление или предмет, помогают сделать нашу речь более образной и яркой.

-Повторяли изученный материал об имени прилагательном, их роли в речи и тексте – описании.

-Картину с изображением птички, цветов и бабочки.

Рассматривают картину.

УУПД: Принимать цель совместной деятельности

проектор с презента-цией

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов: презентация

Фронтальная

-        Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока

-Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся

-Предположите тему нашего сегодняшнего урока

-Верно! Тема нашего сегодняшнего урока представлена на слайде и звучит она так: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

-На уроке мы будем описывать картину Ф.П. Толстого и научимся составлять текст – описание.

Предполагают тему урока

УУРД: Выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: Выделение и формулирование познавательных целей и задач

учебник с упражнениями,

проектор с презентацией,

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов: презентация

Фронтальная

Парная

-Ребята, но для начала нам нужно потренироваться и выполнить ещё несколько упражнений. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

-К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь.

Русский язык, любимая …, грецкий …, зимние …, душистая …, сочные …, большая …, косолапые … .

-Обозначьте стрелочкой, от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному.

-Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

-Подумайте, почему художник дал картине такое название?

-Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение?

-Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу

Показ портрета художника

-Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года.

Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника.

Записывают число и вид работы.

К предложенным именам прилагательным подбирают подходящие по смыслу существительные, записывают в тетрадь.

Выполняют задание

-Какая? Какой? Какие? Какое?

Высказывают свои предположения.

-Данное художественное произведение – натюрморт.

Внимательно слушают учителя, извлекают полезную информацию.

Делятся своими впечатлениями.

-Букет яркий, летний, радостный, полевой, красивый.

-Имя прилагательное.

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

учебник с упражне-ниями, раздаточ-ные и де-монстри-руемые материалы,

проектор с презента-цией,

- Что вам больше всего понравилось в картине?

- Каким получился букет? Как мы можем его описать?

-К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет?

-Какие названия цветов из букета вы знаете?

-Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее?

-Молодцы. Какие еще предметы на картине привлекают вас?

-Как художник изобразил бабочку?

-Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете?

-Опишите птичку.

-Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно.

-Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы?

-Ребята, теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника.

-Какие детали картины вы можете описать еще?

-Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе.

-Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак.

-Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный.

-Бабочка и птичка.

Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон.

-Бабочку привлекли яркость букета и запах цветов.

- Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва.

Рассказывают о своих чувствах и впечатлениях.

Рассматривают репродукцию картины в учебнике.

-Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница.

Внимательно слушают учителя.

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

проверка

Группа словестных методов: беседа

  -Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте записать 7-10 предложения по данной картине.

-Ребята, послушайте, что получилось у меня.

Например: В небольшой стеклянной вазе стоит букет из различных цветов: красного мака, оранжевых бархатцев и синего левкоя. На вазу присела красивая жёлтая бабочка. На столе сидит птичка с ярким оперением, которая вцепилась своими тоненькими лапками в серый карандаш. На упавших листочках от цветов можно увидеть ярко - рыжую гусеницу.

-Давайте прочитаем, что получилось у вас.

-Какой текст у вас получился?

Записывают предложения по картине.

Читают примеры своих предложений.

Текст – описание.

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

раздаточ-ные и де-монстри-руемые материалы,

проектор с презента-цией

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Группа словестных методов: беседа

-Ребята, урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я вспомнил…

Было интересно…

Было трудно…

У меня не получилось…

У меня получилось…

Спасибо за урок!

  • ответы учащихся

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

проектор с презента-цией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...