КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: А.П.Платонов «Ещё мама».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сергеева Тамара Павловна

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

-  содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1104_eshche_mama.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2023.

 

Школа:

Класс: 3

Кабинет: 4

Ф.И.О. учителя: Сергеева Т.П.

                                                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: А.П.Платонов «Ещё мама».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

-  содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)М: Просвещение.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

– Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Приём обучения «ромашка Блума» иллюстрация в учебнике.

6 мин

А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение,  давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Хоть мама ещё

Не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы – заботы:

«Вернусь –

Хорошо бы пошить, почитать,

Да надо

С уборкой возиться опять».

……………

Стать добрым волшебником

Ну – ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанья другого –

Одно удовольствие, честное слово!

- У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чём пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?

Проверка домашнего задания по карточкам (лепестки ромашки)

- Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова)

- Кто его главные герои?

- Понравился ли Афоня?

- Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый

внимательный

вдумчивый

капризный

упорный

ленивый

любознательный

настойчивый

Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)

Расскажите: - что сделал мальчик?

Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова?

- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).

Перед тем как начать разговор по теме урока мне хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

а)-согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

б)-родные люди – это… продолжите фразу.

На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

- выполняют речевую разминку

-выполняют работу в карточках по домашнему заданию

Дети рассказывают, как они помогают маме.

Проверка у доски

-доброте, любознательности

Ответы детей

Продолжают фразу

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая? (Родина)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Слушают учителя

Выбирают слова

-Родина

Предположение детей

Артём его мама и учительница

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

16 мин

Чтение текста учителем и подготовленными учениками. В тексте вам встретились незнакомые слова. .Давайте их разберём

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов?

- Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Ступать – шагать, ходить, идти

-К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

-Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни)

Давайте обратимся к словарю . В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера..»

Разбирают незнакомые слова

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай- объясняют смысл слов

Чтение рассказа

-Рассказ

-все события происходят в реальной жизни

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу:

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

 Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать? (Об Артеме)

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям? (высказывание детей)

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая,злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

-мальчик Артём

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама

-боялся её оставить одну, думал что будет скучать или что то с ней случиться

-с гусем ,собакой и мальчишками которых не знал .

-увидела что он скучает по маме и взяла его на руки.

-потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить

-он думал о маме

-она поступила как заботливая мама, промыла его рану

-сказала,  что если он не будет учиться то мама расстроиться

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово -Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Частично-поисковый – выделение вопросов.

10 мин

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

3. Запишите свой заголовок к каждой части .

4. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

-Ребята ответьте мне на вопрос.

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

-Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему.

1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

3. Запишите свой заголовок к каждой части .

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама »

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Какие цели мы достигли на уроке?

-

-учительница в школе стала Артёму как мама.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Приём «Фразеологизмы»

2 мин

(Учащимся на доске представлены ряд фразеологизмов)

Дети выбирают фразеологический оборот, который соответствует своим ощущениям:

- каша в голове;

- ни в зуб ногой;

- светлая голова;

(Учащиеся должны объяснить, именно этот фразеологический оборот выбрали, что не позволило добиться лучшего результата).

домашнее задание подготовить краткий пересказ текста.

проанализировал произведение  «Ещё мама»

-А.П. Платонов

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов «Еще мама»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжит...

Конспект урока по литературному чтению «А.П. Платонов «Ещё мама», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.План...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению "А. П. Платонов Ещё мама ".

Цели деятельности учителя: формирование навыков беглого чтения, правильной речи и раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе со...

Конспект урока по литературному чтению "А.П. Платонов "Еще мама" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и ...

Конспект урока по литературному чтению "А.П.Платонов Еще мама"

Тема: А.П.Платонов «Ещё мама»Цели деятельности учителя: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Еще мама» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержани...