Методическая разработка на тему "Пословицы в рассказах Л.Н. Толстого"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Гурович Олег

Сложности дифференцирования пословиц и поговорок возникают у большинства учеников начальной школы. Устное народное творчество позволяет на практических примерах ребенку понять смысл пословиц, научить применять пословицы в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная организация

ГБОУ школа-интернат №10

Возрастная категория обучающихся/, класс

11-12, 4 класс

Тема

Пословицы в рассказах Л.Н. Толстого

Цель

Научить детей понимать смысл поговорок и пословиц

Задачи

Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родному языку; прививать гордость за свою родину.

Коррекционные: коррекция звукопроизношения, коррекция познавательных процессов, общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- умение оценивать поступки людей, жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Предметные:

- отнесение пословиц и поговорок к устному народному творчеству

- дифференциация пословиц и поговорок

- осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами, умение давать полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного

- запоминание пословицы и поговорки

Метапредметные:

а) познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации

- осознанные и произвольные высказывания; умение делать выводы в результате совместной работы одноклассников и учителя

- классификация пословиц и поговорок по определённым критериям

б) регулятивные:

- понимание цели своих действий

- высказывание своего мнения при работе с пословицами и поговорками

- проявление познавательной и творческой инициативы

- адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя

в) коммуникативные

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение слушать собеседника и вести диалог

- выразительное чтение, пересказ, выделение основной мысли рассказа

Основные понятия

Устное народное творчество, мудрость, пословицы, поговорки

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Формы: групповое коррекционно-развивающее занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

Технологии: сенсорной интеграции, критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

Средства обучения

Демонстрационный материал (картинки, пословицы и поговорки, портрет Л.Н. Толстого), индивидуальные папки «Собери пословицу», рассказы Л.Н. Толстого, предвосхищающие пословицы, коммуникативные устройства Go Talk 4

Организационные условия

Магнитная доска

Учебно-методическое обеспечение

1. Литературное чтение для 1-4 классов четырехлетней начальной школы. Авторы: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова

2. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120

3. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.

 

Этап занятия

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического воздействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Мотивация познавательной деятельности.

Словесное приветствие

Приветствие

Сегодня наше занятие будет посвящено нашей родине. Россия – огромная страна, с многовековой историей.

Здороваются с педагогом

Личностные:

Умение выражать свои эмоции

Метапредметные:

Организация рабочего места в соответствии с ситуацией

Предметные:

Называют известные способы получения информации.

Организовать детей.

Создать позитивное настроение на занятие.

Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Актуализация субъективного опыта учеников.

Подготовка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

У нас очень много великих людей, ученых, поэтов, писателей. Каких великих людей вы знаете?

Наша страна имеет давнюю историю. Мы узнаем о далеких событиях из разных источников.

Какие источники информации вы знаете?

А как же раньше в далекие времена люди передавали информацию?

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

Сообщение темы занятия. Совместное исследование проблемы

Построение ориентированной основы нового способа действия

Существовали былины, сказки, повести, которые передавали из поколения в поколение.

Все сказки нас учат отличать добро от зла, поучают правильным поступкам.

Также до сих пор мы используем короткие мудрые изречения – пословицы и поговорки.

Отвечают на вопросы, фиксируют предложенные гипотезы, обсуждают

Личностные:

Осознание ценности народного творчества

Метапредметные:

Решение проблемной задачи

Предметные:

Называют известные формы устного народного творчества

Формирование мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

Ознакомление с новым материалом

Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи

А какие вы знаете пословицы и поговорки?

Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Фиксируют проблему. Исследуют условия учебной задачи.

Метапредметные:

Умение слушать собеседника и вести диалог

Предметные:

Дифференциация пословиц и поговорок

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

Моделирование

Фиксация модели существенных отношений изучаемого объекта

На доске внизу у меня 4 высказывания.

Давайте определим какие высказывания являются пословицами, а какие поговорками. (распределяют по столбикам)

На столе у меня есть картинка – подберите к каждому высказыванию соответствующую картинку.

Как мы уже знаем – и пословицы и поговорки имеют свое толкование. Каждый из вас получил толкование одного из высказываний. Соотносите пословицу или поговорку и ее толкование.

Определяют принадлежность высказывания к пословицам или поговоркам.

Подбирают соответствующий образ к высказыванию.

Определяют смысл высказывания.

Личностные:

Умение оценивать поступки людей, жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение делать выводы в результате совместной работы.

Предметные:

Дифференциация пословиц и поговорок

Умение структурировать знания.

Конструирование нового способа действий

Построение ориентированной основы нового способа действий. Организация учебного исследования для выделения понятия

Выберите пожалуйста каждый себе папку.

Садимся за парты. Папку положите перед собой как альбомный лист.

Откройте папку, у вас есть начало пословицы, подберите из левого столбца конец пословицы. Прочитайте свою пословицу.

Внизу есть 4 толкования - выберите то, которое подходит к вашей пословице.

Из правого столбца – подберите о чем ваша пословица.

Одним из великих русских писателей, который записывал за простыми людьми мудрые изречения был Лев Николаевич Толстой. Он составлял рассказы для детей, которые учили понимать смысл пословиц.

Сегодня мы с вами будем читать некоторые рассказы Л.Н. Толстого.

Ориентируются в ориентации листа бумаги относительно себя.

Проводят исследование.

Конструируют новый способ действия для формирования понятия.

Личностные:

Умение оценивать поступки людей, жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение делать выводы в результате индивидуальной работы.

Предметные:

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами

Умение находить продолжение пословицы по содержанию прочитанного, находить смысл прочитанного.

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция

Динамическая пауза

Интерактивная логоритмическая игра

Ну а перед этим мы познакомимся еще с одним видом народного творчества – чистоговорками.

Я читаю фразу, а вы – повторяете за мной вместе.

Ба-ба-ба- из окна торчит труба.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло- на улице тепло.

Му-му-му-  молоко кому?

Ре-ре-ре- метём сор во дворе.

Су-су-су- очень холодно в лесу.

Чу-чу-чу- молоточком я стучу.

Та-та-та- у нас в классе чистота.

Повторяют за учителем фонемы, слова, фразы

Личностные:

Проявление старательности.

Контроль своих действий.

Метапредметные:

Проявление познавательной и творческой инициативы

Коррекция правильного звукопроизношения и звукопоражания.

Применение полученных знаний на практике

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Сейчас я вам раздам каждому по небольшому рассказы. Прочтите его про себя. Подберите к своему рассказу из нижних пословиц заголовок.

Прочитайте вслух свой рассказ.

Каждому я раздам одно толкование. Прочитайте его и передайте тому ученику к чьему рассказу подходит данное толкование.

Читают рассказ.

Подбираю заголовок к рассказу.

Выразительно читают вслух.

Подбирают толкование к услышанному рассказу.

Личностные:

Умение оценивать поступки людей, жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение делать выводы в результате индивидуальной и групповой работы.

Предметные:

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами

Умение анализировать содержание прочитанного, озаглавливать текст.

Создание проблемной ситуации.

Умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи

Рефлексия

Коррекция отработки способов моделирования

Сейчас попробуем собрать пословицу из отдельных слов.

У вас в окошках написаны слова – составьте из них пословицу. Нажимайте по очереди на слова и словосочетания и мы услышим пословицу целиком.

Чтобы проверить себя - нажмите на своем коммуникаторе верхнюю левую кнопку. Прослушайте пословицу.

Работают с коммуникатором.

Собирают из отдельных слов пословицу.

Осуществляют самопроверку.

Личностные:

Проявление старательности.

Контроль своих действий.

Метапредметные:

Проявление познавательной и творческой инициативы.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей.

Соотнесение достигнутых целей с поставленной учебной задачей

Подведение итогов

Анализ результатов

Актуализация внимания на пройденном материале, побуждение высказывания своего мнения

Что мы сегодня делали на занятии?

Чем отличается пословица от поговорки?

Кто из великих русских писателей писал детские рассказы, которые учат нас понимать смысл пословиц?

Что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Что было трудным для тебя?

Что ты узнал нового?

Чему ты научился новому?

Называют основные тезисы пройденного материала.

Формулируют результат работы на занятии

Личностные: Соотнесение достигнутых целей с поставленным результатом

Метапредметные:

Проявление познавательной и творческой инициативы.

Умение строить речевое высказывание.

Умение определять результативность своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Методическая разработка урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Детство", 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить представления учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с произведением "Детство"...

Методическая разработка по литературному чтению "Произведения Л Н Толстого"

Тесты по литературному чтению "Приоизведения Л Н Толстого" по программе "Школа 21 века " 2 варианта....

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей»

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.Открытие темы и осознание...

Методическая разработка дидактической игры «Большие буквы» (по рассказам Л.Н. Толстого)

Мультимедийная интеллектуальная игра «Большие буквы» игра способствует развитию мышления, речи, орфографической зоркости, воспитывает интерес к книге. Это весёлая командная игра. В каждой ...