ИКТ технология как способ развития читательских интересов у младших школьников.
проект по чтению

ИКТ технология как способ развития читательских интересов у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МР “Таттинский улус”

МБОУ Ытык – Кюельская средняя общеоразовательная школа имени Д.А.Петрова

ИКТ технология как способ развития

 читательских интересов у младших школьников.

Учитель начальных классов: Кузьмина М.С.

 « Без грамматики не выучишь и математики»

           Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить книги? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы. С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению  литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.

       Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над чтением младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.

         В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому развитие читательского интереса – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие читательского интереса – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму, фантазии и творчеству. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Одним из путей такой организации является работа по развитию читательского интереса во время дополнительных занятий. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная наша задача. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «мир волшебных книг»  – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. Вот поэтому одним из  важнейших работ по литературному чтению   –это создание короткометражных мультфильмов с помощью   видеоредактораMovieMaker с использованием разных видов анимации: пластилиновая, кукольная, бумажная, песочная и т. д.

Выполняя практические задания, учащиесяразвиваются, создают сами творческие проекты. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя разные виды, жанры книг, видеопроектов дети освоят новейшие технологии.

Актуальность заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать не только умения читать но и научатся использовать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Тем самым дети осуществляют освоение умений работать с информацией (сбор, анализ, получение нужной им информации, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Тем самым данный вид работы позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: литературное чтение, рисование, музыку, математику, окружающий мир.

Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск, работа с книгой. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.

В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение. На занятиях дети шаг за шагом создают собственный проект (мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.), например, «Колобок», «Подводный мир», «Деревенский пейзаж» и так далее. Творчество детей проявляется в создании своей сказки, стихотворения, рассказа. Поэтому работы каждого ребенка уникальны и неповторимы. Такие занятия создают условия для самостоятельной творческой деятельности и развитию читательского интереса.

В процессе обучения дети:

-знакомятся с разными видами искусства, такими, как кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство

-знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучивание.

-учатся работать с разными программами и оборудованием (Word, MovieMaker, Internet, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.)

-применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе.

-учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать)

-осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель)

При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.

Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы. Кроме этого, создавая проект по какому-либо предмету, учащийся глубже вникает и в другие предметы, например, окружающий мир или математика. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.

Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.

Планируемые результаты:

Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.

Дьарык тиэмэтэ: «Остуоруйа алыптаах хонуута»

Сыала:

  • Тугу билэри-билбэти арааран өйдөөн, онтон сиэттэрэн бэйэҕэ сорук туруорарга, дьарыгы былаанныырга усулуобуйа тэрийии;
  • Анаара, ырыта үөрэтиини сайыннарыы;
  • Атын киһи санаатыгар болҕомтолоохтук сыһыаннаһыы.

Дьарык хаамыыта:

Учуутал

Үөрэнээччи

Тэрийэр чааһа:

Үтүө күнүнэн оҕолор!

Бэйэ бэйэбитигэр мичээрдэ бэлэхтэһиэххэйин.

Үтүө күнүнэн!

(Мичээрдиилэр).

Ситиһии түгэнэ:

-Бүгүн биһиги дьарыкпытыгар «Куобах уонна баҕа» диэн остуоруйаны ааҕыахпыт.

(Остуоруйаны ааҕыы).

-Төһө өйдөөтүгүт?

-Сөбүлээтигит дуо бу осторуйаны?

-Маладьыастар!  Төһө өйдөөбүппүтүн бэрэбиэркэлэнэр наадаттан бэйэ – бэйэбитигэр ыйытыыта биэриэҕиҥ: 1 эрээт 2 уонна 3 эрээккэ ыйытыы биэрэр, 2 эрээт – 1 уонна 3 эрээккэ ыйытыы биэрэр, 3 эрээт – 1 уонна 2 эрээккэ ыйытыы биэрэр. Ыйытыы хатыланыа суохтаах, бэйэ – бэйэбитин убаастыыбыт, истэбит.

(Ааҕаллар).

-Өйдөөтүбүт.

-Сөбүлээтибит.

Бэйэ – бэйэлэригэр ыйытыы биэрэллэр.

Өйдөбүлү үөскэтэр түгэн:

-Биһиги бүгүҥҥү дьарыкпытыгар тугу аахтыбытый?

- Остуоруйа диэн тугуй?

- Туохха иитэрий үөрэтэрий?

-Куобах уонна баҕа диэн остуоруйаны.

Эппиэттиилэр

Үөрэнэр соругу туруоруу:

- Өссө атын ханнык остуоруйалары билэҕитий?

- Оҕолоор, араас дойду остуоруйалара биирдэр дуо? (Араас дойду остуоруйаларын көрдөрүү, остуоруйалары ырытыы.)

- Бэйэҕит остуоруйа оҥоруоххутун сөп дуо?

- Хайдах остуоруйаны оҥорон көрдөрүөххэ сөбүй?

- Бүгуҥҥү дьарыкпытыгар тугу оҥорорбут буолуой?

Эппиэтииллэр.

-Сөп.

-Остуоруйа айыахпытын сөп. Биир остуоруйаны талан баран мультик оҥоруохпутун сөп.

- Остуоруйа оҥоробут.

Үөрэнэр соругу быһаарыы:

Үлэни былааннааһын.

-Бүгүн хайдах үлэлиибит? (Учуутал оҕолор этиилэрин дуоскаҕа суруйан иһэр).

- Бүгүн биһиги дьарыкпытыгар

1) Бөлөхтөргө арахсан үлэлиибит

2) Бөлөхтөр санааларын истэбит

3)Араас дойду остуоруйатын ырытабыт, тэҥниибит.

4) Түмүккэ кэлэбит

Эппиэтииллэр.

  • Остуоруйалары оҥоробут
  • Хамаанданан үлэлиибит
  • Уруһуйдуубут
  • Остуоруйа айабыт
  • .............

Дьарыгы тэрийии:

Учуутал бөлөҕүнэн улэ хаамыытын дуоскаҕа суруйар.

  • Аан бастаан биһиги  биир сөбүлээбит остуоруйабытын талыахтаахпыт эбэтэр бэйэбит толкуйдуохтаахпыт. Ханнык остуоруйа буоларын, хас дьоруойдааҕын быһаарыахтаахпыт.
  • Оҥорор остуоруйабыт таҥаһын, дьиэтин, туттар малын, айылҕата хайдаҕын быһаарыахтаахпыт. Ону быһаарарга биһиэхэ туох көмөлөһөрүй оҕолор?
  • Дьоруойдаргыт дьүһүннэрин, майгыларын учуоттаан көстүүмнэрин оҥороҕут.
  • Ханнык фон наадатын толкуйдаан оҥоруохтааххыт.
  • Сөп түбэһэр музыка талыахтааххыт.
  • Бырайыаккыт кылааскыт оҕолоругар, төрөппуттэргитигэр, кыра оҕолорго дьоруойдар куоластарын, майгыларын, настарайыанньаларын торору тиэрдэр гына кэпсииргэ, көрдөрөргө бэлэмнэниэхтээххит.
  • Барыгытыгар ситиһиини баҕарабын.

  • Талаллар

  • Кинигэлэр.
  • Интернет

  • Бөлөххө улэлииллэр. (Туттар матырыйааллара: араас дойду остуоруйаларын кинигэлэрэ, энциклопедиялар, ноудбук, өҥнөөх харандаас, кыптый, пластилин, гуашь, альбом, ручка, тэтэрээт)

Динамическая пауза

Бэйэни сыаналаныы:

  • Бөлөххө хайдах үлэлээбиккин. Тугу саҥаны билбиккин таблицаҕа суруйан көрдөр

суруйаллар

Дьиэҕэ үлэ:

  • Аахпыт остуоруйаларгытыттан   эбэтэр бэйэҕит айбыт остуоруйаҕытыттан биир остуоруйаны талаҕыт. Бөлөҕүнэн үчүгэйдик дьүүллэһэн баран, сорудахтаргытын бэйэ икки ардыгар наардаан үллэстэҕит. Төһө бириэмэ, күн наадатын  толкуйдуугут. Аныгыскы дьарыкпытыгар ханнык остуоруйаны талбыккытын, сорудахтаргытын хайдах үллэстибиккитин кэпсиэххит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Применение инновационных технологий как способ повышения качества подготовки младших школьников к олимпиадам

В статье раскрывается необходимость использования инновауционных технологий в обучении младших школьников....

Обобщение опыта применения игровых технологий в процессе развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье мы анализируем опыт учителей начальной школы, по применению игровых приёмов и дидактических игр в образовательном процессе. Использование данных приёмов и методов рассматривается нами ...

Статья "Игровые технологии как способы воспитания и развития младшего школьника"

В данной статье  описываются основные виды групповых игр, которые может использовать воспитатель  в группе продленного дня....

Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"

Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй  практической части рабо...