Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Литературное чтение 3 класс,

«Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения № 

Автор-составитель: Разумовская Александра Сергеевна, учитель начальных классов

ГБОУ школы №598 с углублённым изучением математики, химии и биологии

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж.
Сравнение произведений литературы и живописи.

Класс

3 «Б»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С Пушкина. Сравнить произведения литературы и живописи.

Задачи

Личностные:

Предметные:

Метапредметные: (познават, регулят, коммуникат)

- научиться  понимать содержание произведений  и  высказывать своё отношение к ним

- развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения,  настроение авторов

- формировать умение работать в парах;

- формировать умение понимать смысл произведений;

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- строить речевое сообщение в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять контроль, коррекцию и самооценку деятельности

Ресурсы урока

 Учебник «Литературное чтение» 2 часть («Перспектива» 3 класс, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий), презентация, раздаточный материал

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Настраивает на успешную познавательную деятельность

Участвуют в диалоге, настраиваются на урок

  1. Актуализация знаний и выявление проблемы

- Предлагает вспомнить ранее изученный материал

 - Вспоминают, фронтальный опрос

  1. Определение темы и постановка учебной задачи

- Организует работу с карточками, самопроверку

- Предлагает сформулировать тему урока, сделать предположение о цели урока, определить виды деятельности

- Работа с карточками в парах, сверяют по эталону

- Формулируют тему и цель урока, намечают возможные виды деятельности

  1. Решение практических задач

- Предлагает вспомнить основные факты жизни

А. С. Пушкина по плану

- Организует прослушивание, чтение и анализ стихотворения «Опрятней модного паркета…» (устно, письменно в парах)

- Вспоминают, фронтальный опрос

- Слушают аудиозапись, читают и анализируют стихотворение (устно, письменно в парах), фронтальный опрос

физминутка

  1. Использование новых знаний в решении жизненных и учебных проблем

- Кратко знакомит с жизнью П. Брейгеля

- Организует проведение анализа репродукции картины Питера Брейгеля младшего «Зимний  пейзаж»

- Слушают учителя

- Участвуют в проведении анализа картины

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию

Делают самооценку

Домашнее задание:

с.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний и выявление проблемы

- Давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы познакомились? Какие стихотворения А.С. Пушкина мы уже знаем? (Зимнее утро, Зимний вечер).

- В чём  особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы,  свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

- Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

Вспоминают

  1. Определение темы и постановка учебной задачи

- Ребята, я сейчас раздам вам карточки, на которых будут буквы. Ваша задача – вместе с вашим соседом по парте найти как можно больше в этой карточке слов.

Г

О

Л

О

В

А

С

Т

И

К

О

Г

Л

А

В

Л

Е

Н

И

Е

Л

С

Е

Р

Г

Е

Е

В

И

Ч

О

Ф

К

П

Ч

К

М

П

С

М

С

И

О

Л

А

С

А

И

И

А

У

Г

Р

А

С

А

С

О

Н

Ч

П

У

Ш

К

И

Н

Т

Н

И

Е

О

Р

У

С

К

Д

Е

Е

Ц

Х

Р

А

Н

А

И

Р

Р

Р

А

А

 Какие слова выделяются среди остальных?

Молодцы, вы нашли нужные слова для нашей дальнейшей работы.

Теперь давайте определим тему нашего урока.

Тема нашего урока - А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».   П.Брейгель «Зимний пейзаж».

Какую поставим цель урока?

Сегодня мы будем сравнивать произведение литературы и произведение живописи, продолжим знакомство с жизнью и творчеством Пушкина и познакомимся с творчеством художника Питера Брейгеля.

- Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке? (выразительное чтение, рассуждение, объяснение непонятных слов…)

Находят слова в карточках.

(работа в парах)

Высказывают предложения.

(Александр Сергеевич Пушкин и Питер Брейгель)

  1. Решение практических задач 

Биография поэта

Видеофрагмент

Чтение учебника

  1. Использование новых знаний в решении жизненных и учебных проблем

Репродукция

Знакомство с биографией Брейгеля

Давайте вспомним основные факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина. Будем работать по плану:

  1. Где и когда родился?

Действительно, и воспитывался он дома при помощи французских гувернеров, благодаря чему у него появились прекрасные знания французского языка и необъятная любовь к чтению.

  1. Где учился?

Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

  1. Кто был самым близким человеком для поэта?

Все тревоги о духовном и нравственном воспитании маленького Саши были возложены во многом на няню Арину Родионовну. Арина Родионовна с самого детства стала для Пушкина самым близким человеком, которой он, впоследствии, посвятит свои произведения.

  1. В каких сказках присутствует число 33?

  1. К кому Пушкин обращался с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»?

Молодцы, вот мы и вспомнили основные факты из жизни поэта.

- Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? (Евгений Онегин)

- Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Но почему я упомянула о нём? Как это связано с темой нашего урока? (будем читать маленький отрывок из него).

НА ДОСКЕ: тема урока (СЛАЙД).

- Откройте учебник на с.11. А почему нет названия стихотворения?(это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

       - Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин»   больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный  труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы  план своего романа.

- Послушаем это стихотворение

(включаю видеофрагмент с чтением стихотворения).

- А теперь прочтите стихотворение самостоятельно и найдите слова, значение которых надо объяснить.  

Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет -  вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чревоутробапазуха;

С чем сравнивается речка, покрытая льдом?

С каким настроением мальчики скользят по льду?

Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега.

Каким изображен первый снег?

Работа по рядам: на карточках

Одна  половина класса - Подберите синонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

«блистает» (сверкать, сиять, светить(ся); переливаться (цветами        радуги)

«бережно» (аккуратно, обдуманно, внимательно, осторожно)

Вторая   половина класса – Подбери антонимы к словам, учитывая смысл текста, запишите

        «радостный»  (тоскливый, печальный, грустный, унылый)

         «тяжёлый» (лёгкий, невесомый)

         Проверка!

         - Есть  дополнения?

- Теперь приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. Когда вы будете читать весело, игриво, а когда – медленно, тревожно?

Прочитайте еще раз про себя выразительно, затем прочитаем вслух.

Чье чтение, по вашему мнению, было наиболее удачным?

Что вы увидели на страницах  помимо текста? (репродукцию картины Питера Брейгеля младшего «Зимний  пейзаж»).

- Вы раньше слышали о таком художнике?

 - А это художник современный? Почему?

  - Всё верно. Питер Брейгель Младший родился в 1565 году (16 век) в  городе Брюсселе, Бельгия. Он был старшим из трёх детей известного художника Питера Брейгеля Старшего. Дети рано потеряли родителей,  и их воспитанием занималась бабушка, которая и  стала первым учителем рисования. Начал творчество с копирования произведений отца, но впоследствии выработал свою манеру письма.

Его краски были ярче, а изображения резче.  Уделял  внимание к деталям, проявлял  интерес к самым обыденным проявлениям человеческой жизни.  Брейгель описывал жизнь деревенских и городских мастеров, а также  природу своей страны.

         

 - Рассмотрите картину внимательно. Что на ней изображено?      

 - Как расположены герои и предметы? Кто в центре картины?

 - Какие краски использовал художник?

-  О чём хотел рассказать художник?

 

Родился 26 мая 1799 года в Москве

Царскосельский Лицей

Арина Родионовна

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»

К няне Арине Родионовне

«Опрятней модного паркета»

Слушают

Читают

 

- С паркетом

- Мальчишки изображены очень радостными

- Звучно

- Мелькает, вьется первый снег,

  Звездами падая на брег

Отвечают

Анализируют чтение друг друга

Отвечают

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Сравните два произведения, над которыми мы работали на уроке.

 - Можно ли сказать, что эта картина является иллюстрацией к стихотворению Пушкина? Почему? 

- Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины Брейгеля «Зимний пейзаж»?

Созвучна ли эта картина по настроению стихотворению Пушкина?

- Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?

Сравнивают

Пушкин «Опрятней модного паркета», Брейгель «Зимний пейзаж»

Чтобы читая стихотворение видеть репродукции и представлять событие

Домашнее задание

Учебник стр.

     

«блистает»

«бережно»

«радостный»

«блистает»

«бережно»

«радостный»

«блистает»

«бережно»

«радостный»

«блистает»

«бережно»

«радостный»

«блистает»

«бережно»

«радостный»

Т

Е

Л

Е

С

И

Г

Н

А

Л

Э

Т

Б

Р

Е

Й

Г

Е

Л

Ь

В

А

Л

О

Р

С

К

П

Е

М

К

Н

Е

Х

Г

П

А

О

К

У

А

К

Ш

О

Е

О

Ш

Б

С

Р

Л

П

И

Т

Е

Р

Е

Е

А

А

И

Р

Й

А

В

Т

Л

Д

Н

В

П

У

Ш

К

И

Н

Ь

А

Д

Е

Т

Т

П

Е

Ч

Ь

Х

О

Р

Й

Т

Е

Л

Е

С

И

Г

Н

А

Л

Э

Т

Б

Р

Е

Й

Г

Е

Л

Ь

В

А

Л

О

Р

С

К

П

Е

М

К

Н

Е

Х

Г

П

А

О

К

У

А

К

Ш

О

Е

О

Ш

Б

С

Р

Л

П

И

Т

Е

Р

Е

Е

А

А

И

Р

Й

А

В

Т

Л

Д

Н

В

П

У

Ш

К

И

Н

Ь

А

Д

Е

Т

Т

П

Е

Ч

Ь

Х

О

Р

Й

Т

Е

Л

Е

С

И

Г

Н

А

Л

Э

Т

Б

Р

Е

Й

Г

Е

Л

Ь

В

А

Л

О

Р

С

К

П

Е

М

К

Н

Е

Х

Г

П

А

О

К

У

А

К

Ш

О

Е

О

Ш

Б

С

Р

Л

П

И

Т

Е

Р

Е

Е

А

А

И

Р

Й

А

В

Т

Л

Д

Н

В

П

У

Ш

К

И

Н

Ь

А

Д

Е

Т

Т

П

Е

Ч

Ь

Х

О

Р

Й

Т

Е

Л

Е

С

И

Г

Н

А

Л

Э

Т

Б

Р

Е

Й

Г

Е

Л

Ь

В

А

Л

О

Р

С

К

П

Е

М

К

Н

Е

Х

Г

П

А

О

К

У

А

К

Ш

О

Е

О

Ш

Б

С

Р

Л

П

И

Т

Е

Р

Е

Е

А

А

И

Р

Й

А

В

Т

Л

Д

Н

В

П

У

Ш

К

И

Н

Ь

А

Д

Е

Т

Т

П

Е

Ч

Ь

Х

О

Р

Й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе.Тема "Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)" А.С.Пушкин.

На уроке обобщаются и закрепляются знания  по сказке, обогащается словарный запас учащихся. Перед уроком проводилась поисковая работа: ученики подбирали материал о семье А.С.Пушкина. На уроке исп...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по летописному произведению "Деятельность Ярослава. Похвала книгам"

Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС. Она раскрывает опыт автора по использованию современных технологий (продуктивного чтения, проблемного диалога) и методически...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.С. Пушкин "Няне"

В разработке использованы личностно ориентированные технологии...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»

Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...