Мастер - класс по литературному чтению, 2 класс
материал по чтению (2 класс)

Хайреева Альбина Назировна

Мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_literaturnomu_chteniyu.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс
«Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»

"Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное дело" К.Д.Ушинский.


Цель: ознакомление учителей начальных классов с методами и приёмами работы над текстом и технологией развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
- расширить понятие о технологии развития критического мышления. 
- показать варианты применения приемов развития критического мышления в практической работе;
- доказать важность использования подобных приёмов на уроках в начальной школе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для организации работы в группах.
Целевая аудитория:  учителя начальных классов. 
                                                    Ход мастер-класса.
Добрый день,  уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Я предлагаю вам рассмотреть фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина».
I. Работа над новой темой
1. Прогнозирование

– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята») 
Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
2. Первичное чтение рассказа. 
Прослушайте аудиозапись рассказа Пришвина «Ребята и утята», поставьте ударение в тех словах. в призношении которых вы сомневаетесь. Подчеркните непонятные вам слова и сочетания слов.
(Звучит аудиозапись).
3. 
Словарная работа. Работа со словарём.
-Почему в тексте  некоторые слова выделены цветом?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника стр. 213)
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. 
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 
4. Эвристическая беседа. Приём «фишбоун».
- Давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери. 
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение. Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла. 
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
5. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
II. Проверка понимания прочитанного.
1. Составление синквейна. Работа в группах.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, авторе.( Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети. 
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама. 
2. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
3. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки.
Восстанови план рассказа
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят. 
2. Приказ взрослого. 
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.
VII. Подведение итогов урока.

-В учебнике даны 4 пословицы. Прочтите их.

- Как вы думаете, какая пословица больше подходит к тексту и почему?
VII. Рефлексия урока.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце, добрые намерения или добрые поступки? 
У каждого из вас на парте 4 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, розовый – добрые намерения, голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли4, добрые намерения или добрые поступки?
Выберите цветочки и наклейте их на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по литературному чтению с использованием ИКТ "Честь и достоинство человека"

Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева "Честное слово", дает возможность понять значение слов "честь" и "достоинство" и применить его в собственном жизненном ...

Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Урок по литературному чтению  разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...

Мастер-класс по литературному чтению

Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине  Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания ...

Презентация мастер-класса по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению...

Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки

Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...

мастер-класс по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети ...

Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.

Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....