Мастер-класс по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине  Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)

Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания целостного нравственно - эстетического переживания на примерах произведений разных видов искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               

                                                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                                                                                   МБОУ «СОШ №55» города

                                                                                                                                                  Чебоксары Чувашской Республики

                                                                                                                                                  Лебедева Ульяна Николаевна

 Мастер-класс по литературному чтению

Автор учебника В.Ю.Свиридова , 2 класс. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.  

 Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине  Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)

   Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания целостного нравственно - эстетического переживания на примерах произведений разных видов искусств.

                                               Задачи урока:        

  1. Способствовать развитию умения видеть точку зрения, отношение писателя, художника, композитора к своему творению.
  2. Способствовать правильному эстетическому и нравственному восприятию произведений искусств. Усилить выразительную сторону    словесного искусства.
  3. Ввести учащихся в мир образа и показать возможные способы создания образа в разных видах искусств. Показать взаимосвязь  разных видов искусств.
  4. Способствовать развитию речи и творческого мышления.
  5. Развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения.
  6. Развитие умений работать в группах, в парах.

                                Доброе утро, уважаемые коллеги!

        Сегодня я постараюсь показать возможные способы создания образа в разных видах искусств. Раскрыть образ более полно, показать взаимосвязь поэзии, живописи и музыки.

      «Интегрировать – объединить в одно целое». Из словаря С.И.Ожегова. Мне интересен синтез искусств.

         В учебниках «Литературное чтение», автор В.Ю.Свиридова достаточно много тем, для раскрытия которых целесообразно было бы использовать интегрированные уроки.

         Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Поэтические и живописные пейзажи изображают природу, увиденную глазами художника. Такие картины насыщены чувствами, которые передаются юному читателю и зрителю. Всю полноту многокрасочности мира может передать живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Воспитывается интерес детей к искусству в целом. Ученики  становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Самое главное - у ребенка  развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Учитель должен довести до ребенка, что все виды искусства говорят о прекрасном: живопись с помощью красок, музыка с помощью звуков, а литература с помощью слов.  

          Данный мастер-класс посвящен проблеме воспитания доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания условий для рождения целостного нравственно-эстетического переживания.

В начале урока звучит музыка. Фоном включена аудиозапись (Римский-Корсаков «Полет шмеля»)

- Где вы впервые услышали это произведение? (На уроке музыки.)

- Эту музыку написал русский композитор Римский-Корсаков.

- О чем говорит музыка?

- Что музыка изображает? (образ)

-  Что музыка выражает? (чувства)

Музыка, которую вы слышали вначале  урока , написал русский композитор Римский-Корсаков.

- Как звучит название этого  произведения ? («Полет шмеля»)

-Помогает ли вам музыка,   придуманная автором представить полет шмеля?

(Как сложно передать музыкой полет шмеля, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которое создает крошечное тело шмеля.

- А что вы можете сказать о композиторе, который написал о насекомом музыкальное произведение? (Чуткий, добрый, любящий и понимающий природу человек).

          Следующий этап – знакомство с поэтическим образом стихотворение С.А.Махотина «Жук» (страница 68, В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 2 класс).

         Задача учителя – так организовать работу над стихотворением, чтобы сопереживая герою произведения, дети испытывали эмоциональное воздействие художественного текста, волновались, радовались и т.д.

Учитель: А теперь откройте учебник «Литературное чтение» на страницу 68.

- Я вам прочитаю стихотворение С.А.Махотина «Жук».

- Но вначале вспомним название главы, в которой помещено данное стихотворение.

      « Вперед по дороге открытий…»

- Если вы на уроке хорошо поработаете, то в  конце урока вы сделаете открытие. (Показательное чтение стихотворения.)

- Понравилось вам стихотворение?

- Какая тема этого стихотворения?

- Тема стихотворения - жук.

- Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, на сколько частей можно его разделить?

- На две. В первой части описывается жук, которого увидел мальчик в лесу, а во второй части говорится о мальчике, настроенном побольше узнать про жука.

«Я в городе в библиотеку пойду…..».

- Сколько героев в произведении?

- Двое: жук и мальчик.

- Скажите, можно ли на основании того, что в стихотворении два героя, сделать вывод, что оно написано в форме диалога?

- Нет. Это монолог.

- Докажите. ( Работа по тексту. Ребята перечитывают стихотворение)

- Жук не разговаривает с мальчиком. Он молчит.

«Он топал, как бык, и рогами качал….»

- Но это же не разговор.

- Это монолог мальчика!

- Почему так грозно держался жук?

- Наверное, ему не нравится эта встреча, и он пытается себя защитить.

- Какие литературные приемы использует автор в своем произведении? (Сравнение, олицетворение, звукопись).

- Мальчик сравнивает шум страниц книги с шумом трав, а звон трамваев с пением птиц.

 Для него страницы книги и трамваи живые.

- Почему автор использует такие сравнения?

- Поэт хотел показать, что книги откроют мальчику мир, где живет жук.

- Что вы можете сказать о мальчике?

           Ответы учащихся:

- Он добрый, не растоптал жука, а уступил ему дорогу, как человеку.

- Мальчик о жуке говорит, как о человеке: «Мне имя его неизвестно пока».

- Он с уважением относится даже к такому маленькому жуку.

- Он любознательный, пойдет в библиотеку, найдет нужную информацию о жуке.

- Он - добрый, чуткий, внимательный, наблюдательный.

- Так о чем это стихотворение? Только ли о жуке?

- Какова главная мысль произведения?

- Найдите в тексте слова, которые помогают нам воспринимать чувства героя этого произведения.

Он говорит: «Я не забуду лесного жука», «Я  всем расскажу про жука моего» и «Как славно, что я не обидел его!» Это звучит очень трогательно.

- Значит, главная мысль стихотворения - это доброта, красота души человека.

- Вы молодцы, что увидели, как автор показал чувства героя.

- Как автор относится к своему герою?

- А сейчас попробуйте представить себя на месте героя стихотворения и прочитайте вслух выразительно, передав чувства и состояние героя так, как вы их поняли.

                                                                                                                                                                  Скороговорка

      У жука не усы, не  усищи, а усики.

      На следующей странице («Литературное чтение», 2 класс, страница 69) учебника мы видим репродукцию картины русского художника Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы».

- Что мы видим на картине?

(Яркую розу в окружении нежных незабудок белого и голубого цвета.)

- Нравятся вам эти цветы? Картина?

(Да. Цветы нарисованы настолько живо, что хочется потрогать их.)

Учитель: все цветы незатейливые по форме. Создается ощущение, что их небрежно бросили на стол. Но они выражают настоящую природную красоту, не кричащую, а скромную.

- Подумай, почему художник хочет, чтобы зритель так внимательно вгляделся в цветы и жука.

-  Можно ли назвать картину «Портрет жука»?

-  Внимательно присмотритесь к картине. (Увидели жука, деловито ползущего по ветке розы.)

- Какое значение имеет образ жука на картине?

(Здесь могут быть самые разные ответы учащихся: красота притягивает к себе все живое; любовь художника к природе, для художника цветы не менее живые, чем жук и т.д.)

- Маленький, и практически незаметный, он оживляет картину, целенаправленно двигаясь к цветам и листьям.

- Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной?

- Почему автор учебника В.Ю. Свиридова поместила репродукцию картины и стихотворение в одной и той же главе?

- К чему призывает автор натюрморта?

(Быть внимательным, чутким к природе).  

                                                 Итог урока

     Что хотели сказать нам в своих стихах Сергей Махотин, в картинах Федор Толстой, Римский-Корсаков?

Что же роднит стихотворение, картину и музыку?

(Как хрупок мир природы, всех надо любить и беречь.)

- Возвращаясь к началу урока, сделаем открытие:

- Все виды искусств  учат нас видеть, понимать, чувствовать мир, природу людей.

  Заканчивая урок, прочитаем стихотворение Михаила Дудина:

Берегите  Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс по обучению динамическому чтению

показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...

Мастер-класс по технологии продуктивного чтения

Мастер-класс по технологии продуктивного чтения с презентацией и вопросами к каждому слайду...

мастер-класс по предмету Литературное чтение "Система образов в басне И.А.Крылова "Квартет".

Данное мероприятие направлено на знакомство с творчеством знаменитого баснописца И.А.Крылова и на то,чтобы уметь выделять особенности характеров главных героев басни....

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Мастер-класс "Использование различных видов чтения"

Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....

Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"

Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"...

Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.           С введением н...