Технологическая карта урока литературного чтения на тему Л.Пантелеев "Фенька" (3 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

по литературному чтению

Тема урока: Л. Пантелеев «Фенька»

(3 «В» класс, программа «Начальная школа XXI века»)

Подготовил студент группы 3«А»

Арсаев Арби Ильманович
Специальность:

44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Проверили:

            Методист: Егина Е.Н.__________________________

                                                                                                                                                           

Учитель: Кривенко Т.В.  __________________________

Волгоград, 2023

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
  2. Класс: 3 «В»
  3. Дата: 21.03.2023
  4. Предмет: литературное чтение
  5. Тема урока: Л. Пантелеев «Фенька»
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
  7. Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Пантелеева «Фенька»
  8. Задачи:  

Образовательные: содействовать актуализации знаний о биографии Л. Пантелеева и его произведениях; содействовать получению знаний о жанровом своеобразии рассказа «Фенька»

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать рассказ, развитию коммуникативной культуры учащихся; обогащению словарного запаса учащихся

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к чтению, воспитанию любви и бережного отношение к природе;

  1.  Формы работы: фронтальная, индивидуальная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: презентация, учебник, рабочая тетрадь
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Технология: ИКТ, здоровьесберегающие, коммуникативные, интерактивное обучения, личностно-развивающие
  2. Характеристика этапов:

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Приветствие.

Психологический настрой на учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арби Ильманович. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

-Присаживайтесь!

-Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, ручки, пенал.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

-присаживаются

-проверяют готовность к уроку

Фронтальная

(Л)Самоопределение;

(К)Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

(Р) Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Речевая разминка

Ём-ём-ём-утром рано мы встаем

Ду-ду-ду-быстро в школу я иду

Ра-ра-ра-заниматься нам пора

Им-им-им-правильно мы говорим

Сегодня на уроке мы с вами разберем новое произведение. Чтобы узнать, с произведение какого автора, нужно отгадать зашифрованные слова.

-Какое слово зашифровано? СЛАЙД 2

Верно, зашифрованное слово -Леонид Пантелеев.

Какое произведение Леонида Пантелеева вы недавно изучили?  

-А посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте вспомнить     СЛАЙД 3

- А для того, чтобы узнать какое произведение мы будем изучать сегодня посмотрите на слайд, буквы расставлены неправильно, вам нужно составить слово это и будет темой нашего урока

СЛАЙД 4

-Так какая же тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим?

-Правильно! Молодцы!

 

Разгадывают зашифрованное слово

-Л. Пантелеев

-Новенькая и тд.

-говорят произведения

Ь К Ф Н Е А

-Произведение Л. Пантелеева «Фенька»

-Прочитать это произведение, проанализировать, вспомнить биографию автора

Фронтальная

 

(Р)Самоконтроль: осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качеств уровня усвоения;

(К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью;

(П)Формирование таких мыслительных операций: синтез, анализ, сравнение

3.

Постановка проблемы.
Выявление места и причины затруднения.


На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Биография Л. Пантелеева

СЛАЙД 5

-Сейчас с вами вспомним о биографии Л. Пантелеева

Родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге. Фамилия при рождении - Алексей Иванович Еремеев.

В 1923 году Пантелеев вместе с Григорием Белых после окончания школы отправился в Харьков. Там какое-то время молодые люди занимались на актерских курсах, но через два года вернулись в Ленинград. В 1927 году друзья издали книгу «Республика ШКИД», открывшую им путь в большую литературу.

В годы Великой Отечественной войны Пантелеев стал одним из заложников блокадного Ленинграда. Поначалу он еще писал заметки о жизни в осажденном городе, но вскоре тяжело заболел и едва не умер от голода. В 1942 году его вывезли из Ленинграда.

Известные произведения: «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Наша Маша», «Две лягушки», «Честное слово», «Новенькая» и другие.

-читает один из учащихся

Фронтальная

(К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения;

(П) Умение ставить, формулировать проблему с помощью учителя;

(Р) Принимают и сохраняют учебную задачу.

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся организовывают фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.

Работа с произведени-ем

-Ребята, откройте свои учебники на странице 60.

-Ребята, а как вы думаете к какому литературному жанру относится данное произведение?

-А почему? Почему вы считаете, что это рассказ?

-А что такое рассказ? Что называют рассказом? 

-А как узнать рассказ это или нет?

-Давайте с вами выделим основные особенности рассказа

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

-Мы выделили особенности характерные для рассказа

Открывают учебник

-к рассказу

-ответы учащихся

-Рассказ — небольшое эпическое произведение. В основе сюжета рассказа лежит одно событие, которое могло бы произойти в реальной жизни.

-по особенностям, которые характерны для рассказа

Фронтальная

(К)Умение слушать и понимать речь других;

Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью;

(Р)Целеполагание;

(Л) Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

5.

Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Анализ рассказа

-А сейчас ребята, мы с вами прочитаем этот рассказ, но для начала посмотрим на слова, которые могут быть нам непонятны

Утроба—прожорливый человек

Пигалица—малышка

Итак, начнем читать по цепочке

Анализ прочитанной части (1)

-Итак, какое время происходит событие?

-Кого увидел рассказчик?

-Где стояла девочка?

-Как описывает автор маленькую девочку? Прочитайте это предложение

-Как назовем эту часть рассказа?

-А я предлагаю так: Маленькая девочка на карнизе

-Хорошо, читаем дальше

Анализ прочитанной части (2)

-Итак, кто же это был на карнизе?

-Что принес рассказчик для Феньки?

-Куда пропала Фенька?

-Как назовем эту часть?

-Давайте назовем так: Фенька

-Идем дальше.

Анализ прочитанной части (3)

-Чем питалась Фенька? Прочитайте эти предложения

-От чего был удивлен рассказчик?

-Так, а как назовем эту часть?

-Назовем так: Необычный рацион гостьи

-Читаем дальше.

Анализ прочитанной части (4)

-Что же на этот раз натворила Фенька?

-А что на это сказала Фенька?

-Выгнал ли рассказчик Феньку?

-А почему он ее не выгнал?

-Как назовем эту часть?

-Назовем так: Фенька ест что нельзя

-Читаем дальше…

Анализ прочитанной части (5)

-Что искал рассказчик?

-А что с ними случилось?

-Что сделал рассказчик?

-И что на этот раз сделала Фенька?

-Да, Феньке лучше вообще ничего не дать

-Как назовем эту часть?

-А я предлагаю так: Съеденный веник

-Хорошо, посмотрим, чем все это закончится теперь

Анализ прочитанной части (6)

-Выгнал ли рассказчик Феньку, после всего что она сделала?

-А что он сделал? Прочитайте предложение….

-Как вы думаете, хорошо ли поступил рассказчик, не выгнав Феньку на улицу?

-А почему?

-Хорошо, как назовем эту последнюю часть?

-Давай назовем так: Чемодан—новый дом

 

(читают 60-61 стр.)

-вечером

-Маленькую девочку

-на карнизе

-читают (ростом она будет….)

-предлагают

-читают 62-63 стр.

-Это была Фенька

-Он принес ей молоко с хлебом и котлету

-Она сидела под диваном

-предлагают

-читают 64-66 стр.

-потому что Фенька и вправду съела гвозди, спички и выпила керосин

-предлагают

-читают 66-69 стр.

-она ночью съела салфетку

-Она сказала, что виноват рассказчик, который не оставил ей еды

-нет

-Ему стало ее жалко

-предлагают

-читают 70-72 стр.

-он искал чернилы

-их выпила Фенька

-он заставил ее подметать, думая, что так она не будет есть вещи

- Она съела веник

-предлагают

-читают 72-73 стр.

-нет

-он сделал для нее домик в чемодане, где она жила

-да

-она стала для него другом

-предлагают

Фронтальная

(К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения;

(Р)Контролировать и объективно оценивать свои действия.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Анализ произведения

-Итак, к какому жанру мы отнесли рассказ Л. Пантелеева «Фенька»

-Давай, посмотрим на характерные особенности, которые мы выделили, что из этого мы можем отнести к нашему рассказу?

-А как вы думаете, кто главный герой рассказа Фенька или рассказчик?

-В чем главная мысль рассказа?

-Ребята, у каждого человека могут свои вкусы, свои предпочтения, свои традиции и обычаи, и ко всему этому следует относится с пониманием, уважительно. Надо помнить, что двух одинаковых людей не бывает, и каждый человек может иметь свое мнение

-к жанру рассказ

-одна сюжетная линий, ограниченное количество действующих лиц, ведется повествование от лица рассказчика

-ответы учащихся

-ответы

Фронтальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую дея-ть

Работа с раб.тетрадью

-Открываем рабочие тетради на печатной основе

-Посмотрим на задание №1 

-Вам нужно вставить пропущенные слова

-Выполним следующее задание №2 

А сейчас ребята, мы с вами составим модель обложки этого произведения, посмотрите на слайд  

-выполняют задание

индивидуальная

(Л)

Умение оценивать себя на основе критерия успешности;

(П) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

8.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Итог.

Оценивание деятельности

-Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего урока

-Какой рассказ мы сегодня с вами прочитали?

-Кто написал этот рассказ?

-Какую цель мы ставили?

-читают

- «Фенька»

-Леонид Пантелеев

-прочитать рассказ Л. Пантелеева «Фенька», вспомнить биографию, вспомнить какие произведения он написал.

фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали, справились со всеми заданиями.

- вас благодарю за урок!

-До свидания, урок окончен.

-Прощаются с учителем

Фронтальная

(П) рефлексия способов и условий действия;

(П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(Л )самооценка на основе критерия успешности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Е - 9 Н - 4 Л - 7 В - 10 Т - 5 А - 3 Е - 8 П - 2 Л - 1 Е - 6 Л. Пантелеев

Слайд 4

Леонид Пантелеев «Фенька»

Слайд 5

Родился­ 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге. Фамилия при рождении - Алексей Иванович Еремеев Известные произведения: «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Наша Маша», «Две лягушки», «Честное слово», «Новенькая» и другие

Слайд 6

План рассказа Маленькая девочка на корзине

Слайд 7

2. Фенька

Слайд 8

3. Необычный рацион гостьи

Слайд 9

4. Фенька ест что нельзя

Слайд 10

5. Съеденный веник

Слайд 11

6. Чемодан—новый дом!

Слайд 12

Моделирование обложки сказка рассказ стихотворение ? загадка пословица басня о Родине о природе о детях о животных о волшебстве и приключениях

Слайд 13

С.Я. Маршак Образец Фамилия автора Стихотворение о природе «Весенняя песенка» Название произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме « Э.Успенский «Чебурашка». (УМК "Школа России" 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе в процессе работы над отрывком произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» - «Чебурашка»; совершенствова...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...

Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи И. Токмаковой" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с творчеством И.Токмаковой; развитие и совершенствование навыков выразит...

Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи Э. Успенского" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Стихи Э. Успенского» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для формирования чита...

Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Носов "Телефон" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н. Носова «Телефон»Задачи урокаДидактические:Продо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактические:1) Расширит...