Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пищак Татьяна Александровна
Конспект урока по  литературному  чтению в 3 классе по теме «Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
 
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме

«Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».

Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи:

  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
  • формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • расширение читательского кругозора детей;
  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Оборудование: « корзина идей», весы, смайлики, пословицы о зайце, скороговорка о бобрах, портрет И.С.Соколова-Микитова.

Ход урока:

#1054;рганизационный момент.

  • Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

II. Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа.

- О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)

- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

. (Весы - на одну чашу + осени . На другую -.)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).

Проблемный вопрос:

- Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
.

(Зайцев называют листопадничками.)

«Корзина идей» (достать листочки с предположениями детей. Урок 87)

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

- А что вы можете рассказать о зайцах?

- Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

3. Речевая разминка

Бобры добры идут в боры; (раздать каждому ученику)

Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте медленно.

- Подготовьтесь читать скороговорку:

  • – с вопросительной интонацией;
  • – с восклицательной интонацией;
  • - с ускорением;
  • – быстро.

4. Беседа

- Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.

III. Изучение новой темы

  • Постановка проблемы

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.

Первичное чтение учителем и учащимися.

2. Физминутка.

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
(Прыжки вперед – назад).
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

  • Работа над текстом

  • Чтение «Листопадничек», 2 часть
  • чтение (с учителем)

чтение по цепочке

Беседа по прочитанному.

- Что же подтвердилось из наших предположений?

- Каков жанр произведения? (сказка) Докажите.

- Как вы думаете, кто будет главным героем сказки? (зайчонок) Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Проверим ваши предположения.

c) Чтение второй части.

  • чтение за «диктором»

- Каким вы увидели зайчонка?

  • Мечтатель, фантазёр (мечтал улететь в тёплые страны)
  • Непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
  • Смелый (не побоялся убежать из родного дома)
  • Любознательный (интересуется жизнью бобров).

V. Заключительный этап урока

  • Подведение итогов

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

  • Домашнее задание

1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

  • Рефлексия

- У вас на столе лежат симпатичные смайлики. Если вам понравился урок-улыбка.

- В знак благодарности Листопадничек хочет подарить вам свою фотографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

конспект уроа по чтению на тему Иван Сергеевич Соколов - Микитов «ЗИМА В ЛЕСУ» 4 класс

конспект отрытого урока по чтению и развитию речи   в 4 классе   vIII  вида...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"

Класс: 3 Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выд...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " (2-ой урок)

второй урок по теме: И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек " (Урок построен по принципу работы в парах)...

Презентация к уроку литературного чтения во 3 -м классе по теме: "И.С. Соколов - Микитов "Листопадничек".

Материал включает в себя презентацию к уроку литературного чтения в 3 -м классе  по теме: "И.С. Соколов - Микитов "Листопадничек"....