Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"
методическая разработка по чтению

Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx173.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОМТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО

Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с несплошным текстом.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на моём мастер-классе.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Читать – это еще ничего не значит, а вот читать и понимать прочитанное – вот что главное».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. И уже с раннего детства надо учить ребёнка читательской грамотности, чтобы с ним не случилось то, что случилось с Буратино из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино », которого обманули лиса Алиса и кот Базилио.

Предлагаю Вам озвучить тему мастер-класса.

Раdбоgтwqас текhрсlом каbкy осуновsной споzсоlбфорsмиmроgjdваfниubя чиdтаgтwельсqкойграtмоdтkноdvсти обуdlyчаcxюwhщихzsся

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся

В ходе мастер-класса мы с вами будем открывать приёмы формирования читательской грамотности, используя несплошной текст. Возьмите рабочий лист (РЛ) синего цвета и выберите приём, подходящий к данному заданию("Потерянные буквы")C:\Users\KOMP\Desktop\

В названии мастер-класса выделите, пожалуйста, понятие, с которыми непосредственно нам придётся поработать:

  • читательская грамотность

Я предлагаю группам познакомиться с текстом - это РЛ оранжевого цвета - и на основе данного текста, установить соответствие между определением и понятием.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

- Как вы думаете, какой приём использовался на данном этапе нашей работы?

C:\Users\KOMP\Desktop\

Этот приём включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-либо закономерностей.

Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов- он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.

Но как показывают различные исследования российские школьники показывают неготовность работать с такого вида информацией.

И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.

- Как вы думаете, умение работать с текстом это какое умение предметное или метапредметное?

(Конечно же метапредметное, так как на каждом уроке, на каждом этапе жизни, где бы то ни было мы сталкиваемся с информацией, которую необходимо понимать).

Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И не всегда, даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.

Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.

- Со сплошными текстами разобрались.

- А какие тогда несплошные тексты? (высказываются мнения)

- Каким приёмом мы пополним нашу копилку?C:\Users\KOMP\Desktop\

Несплошные – в них информация передаётся не только словесным способом.

К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.

Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их? Учим ли мы этому детей?

А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.

Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.

Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).

- Сегодня мы поработаем с таким несплошным текстом. Перед вами билет в театр и нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете.

- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится.(Учащиеся читают вслух информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).

- А теперь, положите перед собой лист с заданиями. Итак, перед вами таблица. Сколько в ней заданий?(Ответы). Верно. Мы их будем выполнять по порядку.

Задание №1.

- В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.

- Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.

#1050;акой адрес у театра? (Адрес театра улица Калинина дом 2)

#1057;колько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)

#1053;азовите дату спектакля. (Дата спектакля 09 ноября 2020 года)

#1053;азовите время начала спектакля. (Время начала спектакля )

#1053;азвание спектакля. (Название спектакля «Снежная королева»)

#1042; каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).

(В данном задании обучающиеся находят информацию в явном виде, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.)

- Прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения. Возьмите карточку зелёного цвета, прочтите правила и постарайтесь найти ошибки в этих правилах.

Правила поведения в театре

  1. Приходить в театр надо в нарядной одежде.
  2. Можно приходить в театр с домашними животными.
  3. Проходя на своё место, повернись спиной к сидящим, а лицом к сцене.
  4. Сидеть на кресле нужно правильно, не причиняя неудобств окружающим людям.
  5. Во время спектакляможно есть, шептаться, шелестеть, играть с номерком.
  6. Во время спектакля не обязательно соблюдать тишину, можно разговаривать по мобильному телефону, обмениваться впечатлениями с соседом.
  7. Чтобы пройти к своим местам надо повернуться спиной к сидящим, а лицом к сцене.
  8. В театр можно опаздывать и заходить в зал после третьего звонка.
  9. Можно покидать зал пока спектакль не окончился, ведь последние слова не самые важные.

- По вашему мнению, какой приём использовался в задании?

C:\Users\KOMP\Desktop\

Задание №2.

- Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию, которая находится в нижней части билета.

Памятка «Правила поведения в театре».

  1. После третьего звонка вход запрещен.
  2. В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.

(При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).

- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание.Это задание №3. Внимательно посмотрите в это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Записка.

Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в театр. Нам необходимо доехать на автобусе до остановки «Сквер», там найти дом №2. Зайти в центральный вход.

Наш ряд3, твоё место ________.

(При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).

- С помощью какого приёма вы выполняли это задание?C:\Users\KOMP\Desktop\

Задание №4.

- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание.

Нет, не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в , так как после третьего звонка вход воспрещен.

(Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).

Задание №5.

- Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.

- Ребята, давайте обратим внимание на задание №5, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.

- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.

(Трудность данного задания в «зашумлении». В самом задании содержится дополнительная информация. То есть, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо работать с информацией из разных текстов – текстом самого билета и текстом самого задания, содержащий информацию.)

Задание №6.(Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Возможна групповая форма работы.)

- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.

(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А3, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)

Учитель должен уметь планировать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.

-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от нас с вами. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Наша задача, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда мы уверенно может сказать:

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут

открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

Рефлексия.

Перед вами ключи трёх цветов, выберите, пожалуйста, цвет, который вам больше импонирует, нравится.

Кто выбрал ключ жёлтого цвета? Вместе с вами я желаю всем нам познания истин нашего педагогического труда. Синий ключ - желаем всем душевного подъёма. Красный ключ - оптимизма и отличного настроения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...