Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
материал

Спичак Оксана Александровна

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Цель:

        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
  2. представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
  3. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

 

 

Мастер-класс

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

 

 

 

Учитель начальных классов Спичак Оксана Александровна

 

 

 

 

 

пгт Излучинск, 2022

 

Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе. Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
  2. представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
  3. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы Этапы мастер-класса:

  1. Организационный (1 мин.): вступительное слово мастера, постановка целей и задач мастер-класса.
  2. Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы. 3. Практическая часть (15 мин.): проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
  1. Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности. План-конспект мастер-класса

1. Вступление (организационный этап)

Слайд 1 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности», на котором мы рассмотрим приёмы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе, способствующие развитию функциональной грамотности. (Коллеги сидят произвольно, создав пары – будущие рабочие группы.)

 

2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)

Слайд 2 

Читательская         грамотность         –         способность         человека         понимать         и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Слайд 3 

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

 

 

 

Слайд 4 

Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и не сплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с  текстом).  

Слайд 5 

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста. Слайд 6 

3. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.

Слайд 7 

Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.

Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.

 С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.

 Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости.

Слайд 8 

Нам необходимо ответить на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какова главная мысль этого текста?

Но сначала, давайте проверим себя на знание текста. Слайд 9 

1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их по общим признакам. Количество столбцов определите самостоятельно.

 

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

?

?

?

?

 

 

 

 

 

 

Слайд 10 

Проверяем выполнение задания. Сколько групп получилось?

Герои сказок

Автор сказок

Оловянный солдатик

Дюймовочка

Гадкий утёнок

Ханс Кристиан Андерсен

 

 

Слайд 11 

Где забыл тросточку немолодой тихий путешественник? (Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку).

Как вы понимаете значение слова «гостиница»? (Гостиница - это дом для временного проживания)

Слайд 12 

Кто любит сказки Андерсена? (Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые).

Что содержится в добрых сказках Андерсена? (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей).

Замени слово «мудрый» близким по значению словом.(Мудрый -  умный, разумный)

Слайд 13 

Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (Сказки Андерсена)
  2. Какова его главная мысль? (Сказки Андерсена любят дети и взрослые) (коллективное обсуждение)

Слайд 14 

Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

1)

2)

3)

Что у вас получилось? (План)

  1. Возвращение тросточки.
  2. Сказки Андерсена.
  3. Взрослые тоже любят сказки Андерсена

Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план. 

Слайд 15 

Оцените текст, ответив на вопрос:

«Чем привлекают читателей сказки Андерсена?» (Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.)

Слайд 16 

Я предлагаю поразмышлять над проблемой:

«Почему сказки Андерсена любят взрослые?» (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости) 

4. Рефлексия

Слайд 17 

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

 

Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили значение слова «гостиница»

Подобрали синонимы к слову «мудрый»

 

Интерпретация  и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

 

Оценка текста

Ответили на вопрос: «Чем привлекают читателей сказок Андерсена?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Почему сказки Андерсена любят взрослые?»

 

Слайд 18 

Назовите         особенности         работы         с         текстом         (Чтение         текста,         пересказ прочитанного текста, Создание монологического высказывания по заданной теме, участие в диалоге (умение отвечать полно).

Слайд 19 

Для чего учащегося используют навыки чтения и письма в работе с текстом? (для получения необходимой информации; для сжатия информации, полученной из текста; для преобразования информации, полученной из текста, в другой текст)

Как показывает практика, учащиеся успешнее работают  с заданиями, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Как правило, эти ученики быстро читают, умеют делать выводы из прочитанного, возвращаются к тексту для самопроверки.

         Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?
  2. Всё ли вам было понятно?
  3. Со всеми ли заданиями вы справились?
  4. Полезной ли была эта деятельность?
  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях? 6. Спасибо за работу! (хлопаем в ладоши)

Слайд 20 Спасибо за внимание. Желаю участникам творческих успехов!

 

 

Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Прочитайте текст.

        Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.

        С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.

 Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости.

 

  1. Определите тему и идею этого текста.

Тема ___________________________________________________________ Идея (главная мысль)_______________________________________________

 

  1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их. Количество столбцов определите самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определите микротему каждого абзаца.
  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"

Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...