Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Виктор Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кукушкина Надежда Олеговна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 7 вида по теме Виктор Астафьев "Капалуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс 7 вида

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Тема

В. Астафьев «Капалуха»

Цель

Познакомить с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха»

Задачи

Образовательные:

1)  продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

2)познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»;

3)формировать умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы

Развивающие:

1)развивать произвольное внимание посредством организации различных видов чтения;

  • 2)развивать воображение через проведение беседы по содержанию;
  • 3)развивать устную связную речь посредством организации беседы, пополнять словарный запас;
  • 4)формулировать умение выражать собственные мысли на этапе проведения фронтальной беседы.

5) развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. 

6) развивать познавательный интерес учеников

Воспитательные:

1)воспитывать экологическую культуру школьников;

2)воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3)прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам

 Планируемые результаты

Предметные:

Ученики научатся (получат возможность научиться):

•прогнозировать содержание произведения;

 осознанно воспринимать на слух произведение и  оценивать его содержание;

использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое, вслух, про себя)

 определять основную мысль;

определять жанр произведения;

 самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

 осмысливать поступки героев и умение давать им оценку

 •.сравнивать поступки героев со своими собственными.

 Метапредметные:

Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

 •принимать и сохранять учебную задачу урока ;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• планировать и оценивать  свои действия в течение урока;

•оценивать степень успешности достижения цели по известным критериям.

Познавательные

использовать различные способы поиска  информации в тексте   и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

• устанавливать причинно-следственные связи между  объектами;

Коммуникативные

• формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•оказывать взаимопомощь.

 

Ресурсы: основные и дополнительные

информационные: учебник  Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение 3 класс 2 часть

интерактивный материал: авторская презентация . Урок приготовлен с использованием программы Power Point.

карточки с заданиями

Формы организации

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология

технология критического мышления

Этап урока, методы и приёмы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный

Эмоциональный настрой на работу

-Здравствуйте, ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь и поздоровайтесь.

Давайте настроимся на работу.

-Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Приветствуют учителя, гостей;

Настраиваются на работу

Л :положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Речевая разминка

Словесный:

Слово учителя.

Практический:

Речевая разминка

Практический: дыхательная гимнастика

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

-Прослушайте аудиозапись и подумайте, куда мы с вами сейчас отправимся?

На слайде№ 2  текст речевой разминки.

Речевая разминка:

-Прочитайте про себя, вполголоса, громко, медленно, быстро, в среднем темпе.

РА-РА-РА – в лес идём с утра

СУ – СУ – СУ - гуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать  

АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес надо охранять.

-Для того, чтобы в лесу нам свободно и легко дышалось, выполним дыхательную гимнастику..

Дыхательная гимнастика: 

Упражнение «На  лесной поляне» - тренировка медленного плавного вдоха и продолжительного пассивного выдоха.

- Закройте глаза. Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся в летний лес. Представьте, что мы с вами сейчас на лесной полянке.  Вокруг много разных красивых и душистых цветов. Медленно, вдохните воздух задержите на счёт 1-3, замирая от восхищения, и медленно сделайте выдох. Повторите  упражнение ещё раз.

- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

 (Не шуметь,чтобы не мешать жить лесным жителям.  Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых).

Высказывают мнения

Выполняют речевую разминку

Выполняют дыхательные упражнения

Высказывают мнения

П : осмысленно читать

Р: принимать и сохранять

учебную задачу

П.: строить речевое высказывание

Актуализация знаний.

Словесный: побуждающий диалог;

ситуация предположения

1.Постановка темы урока

—Ребята, как вы думаете, как можно связать эти правила с нашим уроком литературного чтения? Как называется раздел, который мы изучаем?

-Сегодня на уроке нам с вами предстоит встреча с писателем,

фамилию и имя которого вы попробуете расшифровать.

На слайде № 3: веьфатсА  роткиВ (Виктор Астафьев) 

-Знакомы ли мы с этим автором? (Нет, мы не читали произведений этого автора).

-Послушайте краткую биографию писателя.

(На слайде № 4 портрет писателя).

-Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Самое первое произведение Астафьева было написано им в школе. Это было обычное школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: так  получился  первый рассказ для детей "Васюткино озеро".  Виктор Петрович очень любил свой край. Большинство его произведений посвящены природе и человеку.

- Прочитайте название произведения. Определите тему урока.

2. Антипация

-- Попробуйте ответить на вопрос: можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Почему? (незнакомое и непонятное слово)

-Я предлагаю поработать в группах и по названию, иллюстрации в учебнике, предположить, о чём или о ком мы будем читать.

Догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать?

-Чему будем учиться на уроке? Что должны узнать?

(познакомиться с текстом, узнать, что означает капалуха )

Физкультминутка

Высказывают мнения

Расшифровывают фамилию и имя писателя.

Высказывают мнения.

Формулируют тему урока

Работа в группах

Высказывают свои предположения

Формулируют задачи

Дежурный выходит к доске, показывает движения, учащиеся повторяют.

Р: принимать и сохранять

учебную задачу

Р.:слушать собеседника, не повторять уже прозвучавший ответ

П.: прогнозировать тему урока

П.: строить речевое высказывание

Л.: оценивать характер героев, их поступки, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Работа с текстом до  чтения

Работа с текстом во время   чтения

Словесный: использование приёма «диалог с автором»

3.Работа с текстом после чтения

Поисковое чтение

Словесный: ответы на вопросы

Практический

  1. Словарная работа с текстом

Прежде, чем  читать произведение, проведем словарную работу. Каждая группа получила карточки со словами. Я предлагаю вам найти на карточках и назвать  слова, лексическое значение которых вы услышите. Обратимся к Толковому и картинному словарям.

Учитель читает определения, на слайдах № 5-8, появляются фотографии. Учащиеся соотносят определение с фотографией).

Участок покрытый травяной растительность.  (Луг)

Луг, где пасут скот. (Пастьба)

Густой хвойный лес. (Тайга)

Заросли черники. (Черничник)

Полоса в лесу, очищенная от деревьев.(Просека)

Сухие сучья, деревья, упавшие на землю. (Валежник)

Ели, у которых ветви растут негусто, редко. (Редколапые ели)  

Искривлённые  деревья. (Покоробленные деревья)

2.Чтение текста учителем.

- Читаем вместе со мной про себя, представляем себе то, о чем говорится в тексте. 

Учитель читает  1 часть до слов  «Гнездо! Гнездо!…»

-Как вы поняли, кого охотники называют капалухой?

- По вашему мнению, отчего мог подняться такой переполох?

Давайте проверим наши предположения.

Учитель читает 2 часть от слов « Я поспешил…» до слов «А что будет с капалухой?».

--Как вы думаете, как поступят ребята?

-Как бы поступили вы?

-Какие ваши ожидания подтвердились?

- Какие события могут произойти дальше?

-Проверим наши предположения.

3 часть  от слов «Капалуха металась в стороне»  до слов  «…сказал подошедший учитель».

-Что вы почувствовали, когда слушали эту часть?

 -Что   вас поразило, удивило?

- Как вы думаете, чем закончится? Что будет дальше с капалухой?

-Посмотрим, чем закончится.

1.Беседа по тексту.

- Понравился вам рассказ?

-Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа? Почему?

- Какие чувства вы испытали, слушая  эту историю?

- История эта невыдуманная. Она случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят. Вот и получился у Астафьева спустя годы такой рассказ.

-Какую птицу охотники называют капалухой?

-Ваши одноклассники   подготовили для нас сообщение об этой интересной  птице.

(Рассказ подготовленных учеников  о капалухе. На слайде № 9 фотография глухарей).

В природе существует множество видов птиц из семейства фазановых. Один из наиболее известных в нашей стране видов – птица под названием «глухарь». Птица эта имеет немаленькие размеры – по габаритам она сопоставима с индейкой. Голова и хвост у самца черные, самка же имеет пестрое оперение с оттенками желтого, красного и бурого цветов. Птица леса предпочитает высокоствольные хвойные, а также смешанные леса.  В зимнее время года, когда на улице очень холодно, глухарь может спрятаться от мороза в снег и быть там пару дней. Самка глухаря прекрасная и настоящая мать, если даже она чувствует для себя опасность, она никогда не оставит свое потомство, а погибнет вместе с ним. Были случаи, когда она шла навстречу опасности, прямо в руки врага, давая этим поступком возможность птенцам скрыться.
- Я предлагаю вам поработать в группах. На столах найдите конверт с номером 1. В конверте вопросы, на которые группа должна дать ответ.

1 группа

Найдите ответ на странице стр. 98:

-Какие растения росли в тайге?

Вопрос к классу:

-Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает тайгу? (Чтобы показать  красоту таежных лесов, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.)

2 группа

Найдите ответ  на странице 99 и подготовьте выразительное чтение эпизода.

Что почувствовал мальчик, когда услышал  крики ребят и обнаружил гнездо? 

3 группа

На странице 99 найдите и зачитайте описание гнезда капалухи.

Вопрос к классу:

-Какое правило поведения в лесу нарушили дети?

- На столе найдите конверт № 2. На карточках перечитайте 3 часть,  найдите  и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

(Металась в стороны, крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности, пыталась и не могла взлететь)

-Все ли слова вам были понятны?

-Расскажите какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

 ( Гнев, испуг, бесстрашие.  Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

-Как изменилось  поведение птицы, когда люди ушли?

-Как вы думаете, изменится ли отношение героев рассказа к природе после этого случая?

2.Определение главной мысли рассказа.

-Как вы думаете, почему автор написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? (Он хочет научить людей любить животных. Показать, что у животных тоже могут быть чувства.

Автор хотел нас научить быть добрыми к животным.)

- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

3.Работа с пословицей  « Материнская ласка конца не знает».

(Слайд № 10)

Прочитайте пословицу. Как можно связать эту пословицу и прочитанное произведение?

-Какие ещё пословицы о материнской любви вы подготовили к уроку?

-Любовь матери к своему ребёнку  - это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий  и маленькая, птица, у которой оказалось любящее сердце, способное на сильные чувства. Не зря в старину на изголовье колыбели изображали капалуху, это был оберег, символ нежности, заботы и материнства.

4. Составление кластера. 

- Какой матерью была капалуха? (заботливой, бесстрашной, отважной, нежной)

- В конверте № 3  выберите слова, характеризующие капалуху,  и все вместе составим  кластер.

Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная, гневная, опасная, отважная, преданная)

(Учащиеся в группах выбирают карточки с нужными именами прилагательными и прикрепляют на доску).

-Как вы понимаете слово самоотверженная?

(не жалеет себя, преодолевает страх, жертвует собой ради интересов других)

Работа в группах

Читают и объясняют лексическое значение слов.

Читают про себя, следят по тексту.

Отвечают на вопросы.

Прогнозируют развитие событий.

Делают нравственный выбор.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Находят нужную информацию в тексте.

Сообщения учащихся.

Воспринимают информацию.

Высказывают свои мнения.

Находят в тексте информацию.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Определяют главную мысль рассказа.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения

Составляют характеристику героя, используя приём «кластер».

Р: принимать и сохранять

учебную задачу

Р.:слушать собеседника, не повторять уже прозвучавший ответ

П.: строить речевое высказывание

П.: прогнозировать содержание произведения

Р.: оценивать характер героев, их поступки, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

П.: работать с текстом, выделять в нем тему и основную мысль

Рефлексия.

Пришло время подвести итог нашему уроку. 

-Чему  учились на уроке?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-На столах у каждого из вас лежит конверт с листочками разного цвета.  Зелёный листок - у меня всё получилось, я доволен. Жёлтый листочек – у меня почти всё получилось, но я делал ошибки.

Красный листочек – у меня было много ошибок, мне нужна помощь.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П.: строить речевое высказывание

Р.: осуществлять итоговый контроль

Домашнее задание

(Слайд № 11)

На выбор:

- Подготовить сообщение о любой птице нашего края и её повадках.

-Нарисовать иллюстрацию  к рассказу.

-Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Выбирают задание для домашней работы.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....