Конспект урока по литературному чтению И С Соколов -Микитов "Листопадничек" 3 класс Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталья Дмитриевна Гильфанова

Конспект урока содержит грамотное использование УУД,имеет большое воспитательное значение.Урок опубликован в сборнике лучших работ на сайте "Инфоурок" Рекомендовано для использования на уроках читательской грмотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Технологическая карта урока  литературное чтение.

Тема И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цель: познакомить с произведением,  проанализировать текст

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-познакомиться с биографией писателя

Научатся:

определять главную мысль произведения;

 анализировать произведение;  

составлять картинный план

-самостоятельно прогнозировать по картинкам сюжет,

- объяснять значение слов;

-находить  информацию о животных;

-развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста –осуществлять поиск нужной информации в тексте, умение сравнивать(познавательные УУД);

-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации(регулятивные УУД)

-формирование умения работать в парах, составлять вопросы по тексту

-(коммуникативные УУД)

-формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; самооценка.

Межпредметные связи: Окружающий мир

Ресурсы урока: учебник  мультимедийный проектор карточки для работы в группах для рефлексии

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности обучающихся

1).Этап мотивации к учебной деятельности.

Добрый день ! Добрый час! (слайд)

Как я рада видеть вас.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Настраиваются на урок

2).Этап актуализации знаний.

Этап выявления места и причины затруднения

Почему на голове твоей

 Волосок один других белей?

-От забот, любви и от тревог:

Ты ведь у меня один сынок

Почему мама  носит в волосах седину?( Они так сильно переживают за своих близких)

Правильно  мама всегда волнуется за вас.

 Ребята давайте вспомним о ком вспоминает Пришвин  в рассказе «Моя Родина»?(О своей матери)

У Пришвина мать ассоциируется с солнцем, с ранним чаем , с самой природой и Родиной)

И неслучайно вывод из рассказа:«Охранять природу-значит охранять Родину».

 К этим словам мы еще вернемся .

 

Посмотрите на экран ,что видите?( Осенний лес) (слайд)

Что происходит осенью в лесу? (Холодает, на землю падает листва, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме.)

Загадка: (прочитайте с опорой на выделенные слова)

Не барашек и не кот ,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета.

Для зимы другого цвета. (заяц)

Умение услышать главную мысль и обосновать ее.

Находят отличительный признак среди животных.

Отрабатывают навыки выразительного  чтения

3).. Целеполагание.

Вот сегодня мы и узнаем, как провел зиму в сказке  И. Соколова – Микитова «Листопадничек» Хорошо ли он перезимовал?

 Давайте познакомимся с его биографией (слайд)

Замечательный писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) прожил большую и богатую событиями жизнь. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине.

Отец — охотник, знаток леса — ходил в приказчиках по лесному делу у купцов, мать вела крестьянское хозяйство.

Где он только не побывал, устроившись на работу матросом на судах торгового флота, куда не забрасывала его судьба!

Вернулся  домой,  работал учителем в школе.

Что узнали о жизни писателя?

 

Определяют обобщающее

 понятие-природа

Знакомятся с биографией, читают со слайдов.

Высказывают факты из жизни писателя.

4Этап ознакомления   произведением.

Внимательно слушайте сказку, чтобы потом ответить на вопросы.

Почему И.Соколов-Микитов назвал произведение «Листопадничек»?

1.Прослушивание произведения .(читают сказку подготовленные ученики)

Слушают задание перед прослушиванием.

Отвечают на вопрос перед чтением.

5).Этап реализации построенного проекта. Анализ произведения.

Словарная работа. (слайд)

-В тексте встретились слова, которые нужно объяснить.

Долговязый -очень высокий, худой                    Плотина- перегородка на реке

Запрудили-перегородили реку  плотиной          Настлано –настелено

Хатка - небольшой дом

Зябнуть-испытывать чувство холода

Робеть-бояться

Почему И.Соколов-Микитов назвал произведение «Листопадничек»

План .(слайд)

1.Мечта листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3.Зайчонок в хатке бобров

4.Пришлось остаться на зиму.

5. За долгую зиму большого страху натерпелся .

6.Наконец-то дома.

Физминутка:

Много бед таят леса

(выполняют движения влево- вправо)

Волк медведь там и лиса!

(выполняют круговые движения плечами)

Наш зверек живет в тревоге ,

(Делают несколько приседаний)

От беды уносит ноги.

( Бег на месте)

 Ну -ка

 Быстро отгадайка ,

 Как зверек зовется ?..

 ( Все хором: «Зайка»)

Анализ произведения.

Работаем в группах. ( Памятка работы в группах)

1 группа.

 Расположите картинки в определенной последовательности.

-Что составили?  

Найти 1часть.

-какая мечта была у зайчонка? Почему она появилась?

2 группа

-О чем говорится во 2 части?

-Какие интересные сведения узнали о жизни животных?

3 группа

Найдите начало3 части. («И убежал тихонько…»)

Чтение по ролям 3 части.  Автор, Листопадничек, Бобр  с Бобрихой,

Самостоятельно формулируют вопросы

Кого встретил вовремя путешествия?

Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Прочитайте о жизни бобров.

Почему он там остался?

Каких страхов натерпелся за зиму? О чем он часто вспоминал? Прочитайте строчки

Работа с классом:

О чем говорится в 4 части?

Как думаете, почему писатель именно так закончил историю?

 Выбрать пословицу.( найти лишнюю) (слайд)

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дела мастера боится.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Развитие речи.

Составляют план, работая в паре

Деление текста на части .

Анализируют произведение по плану

Краткий пересказ по коллективно составленному плану.

Движения под музыку

Составляют вопросы

Выборочное чтение

 

Определяют

главную

мысль произведени

Чтение по ролям.

Доказывают  правильность выбора.

9).Итог урока

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

-К какому жанру относится это произведение ? (Сказка)

Почему так считаете? (Это сказка о животных ,так как животные разговаривают, путешествуют.)

-Как вы думаете,  будет ли еще Листопадничек стремится в дальние страны?Почему? (Нет,он понял ,что дома лучше.)

Итог урока:

Правильно, только разлука и жизнь в темной норе бобра, позволила зайчонку понять насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады.(слайд)

Вспомните начало нашего урока .Что же хотел показать автор? Зачем он написал этот рассказ?

(Он хотел показать,что у каждого есть своя родина которая ему дорога)

  • 2 .Рефлексия. (слайд)
  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • За что  хотели бы похвалить себя?
  • Что вам захотелось сделать после этого урока?
  • (Сигнальные карточки)
  •    Я работал(а) на уроке много и с удовольствием.(Зеленый цвет)
  •    Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало. (Желтый цвет)    

   Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но постараюсь работать лучше.

( красный цвет)

3.Домашнее задание :

Выразительное чтение или придумать свой рассказ о путешествии по осеннему лесу .

Выражают свои мысли и предположения.

Оценивают результат своей работы.

Анализируют свои способности возможности.

C:\Users\Admin\Desktop\725e3c0183257eb241b5c46bb50fa862.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\scrn_big_01.jpgC:\Users\Admin\Desktop\125760924044_hedgehog15.jpgC:\Users\Admin\Desktop\img9.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\0_23d72907719620b1dc004e17b00d8e99_1454393448.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\Listopadnichek.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\725e3c0183257eb241b5c46bb50fa862.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\scrn_big_01.jpgC:\Users\Admin\Desktop\125760924044_hedgehog15.jpgC:\Users\Admin\Desktop\img9.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\0_23d72907719620b1dc004e17b00d8e99_1454393448.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\Listopadnichek.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.

Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...

Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...

Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по литературному чтению А. Куприн "Слон", 3 класс, "Школа России"

Цели: ознакомить учащихся с рассказом А. Куприна «Слон»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать...

Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Телефон", 3 класс, "Школа России"

Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выра...