Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ламмерт Светлана Валентиновна

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lammert_s_v_vneurochnaya_rabota_s_detskoy_knigoy.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ламмерт Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 5

 Ворошиловского района

г. Волгограда»

«Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению

у младших школьников в работе с детской книгой»

Особую значимость в системе начального обучения имеет организация работы с книгой. Не секрет, что в современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной и научно-популярной книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, интернет, кино). Сегодня именно они заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:

1. Недооценка книги как средства познания окружающего мира.

2. Снижение интереса к самостоятельному чтению.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.         Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

        В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) должна быть предметом специального изучения не только в системе классных уроков, но и во внеурочной деятельности.

        Внеурочная работа с книгой способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

        Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Формы организации внеурочной работы с детской книгой могут быть различными: библиотечные уроки, проекты, встречи с писателями своего края и т. д.

        Особое место в этой работе занимают занятия по внеклассному чтению. Чему и как учить на этих занятиях, ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых (О.В. Джежалей, Т.С. Пичерол и др.) под руководством Н.Н. Светловской.

         Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить.

Н.Н. Светловская считает, что "необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить к мысли, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя''.

        Такими качествами читатель сможет обладать только в том случае, если у него сформирован тип правильной читательской деятельности, которая включает в себя три компонента:

  • осознание читателем мотива или цели обращения к книгам;
  • знание мира книг;
  • умение на предельно возможном уровне воспринять содержание читаемой книги.
  • Читательская самостоятельность - это личное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии личной и общественной необходимостью.
  • Ведущий метод обучения читательской самостоятельности младших школьников – метод чтения-рассматривания, разработанный Н.Н. Светловской.
  • Метод чтения-рассматривания активизирует словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям.

Цель занятий по внеклассному чтению: сформировать у учащихся самостоятельность в чтении как устойчивое личностное свойство, желание и привычку читать книги.

        

        Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:

  • систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;
  • формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;
  • учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;
  • формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
  • учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
  • воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
  • использовать детскую литературу для воспитания ребенка. 

Цель занятий по внеклассному чтению: сформировать у учащихся самостоятельность в чтении как устойчивое личностное свойство, желание и привычку читать книги.

        Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:

  • систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;
  • формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;
  • учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;
  • формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
  • учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
  • воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
  • использовать детскую литературу для воспитания ребенка. 

         Наиболее благоприятные условия обучения методу чтения-рассматривания создаются в 1-ом полугодии 1 класса, когда дети еще не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке:

  • чтение книги вслух (книга до чтения не показывается);
  • рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом);
  • сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал.

На начальном этапе рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрации – содержание. Во 2 классе на каждом занятии организуется рассматривание «коллективок» под руководством учителя. Помимо этого используются книги для индивидуального рассматривания.

На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист.

На занятиях внеклассного чтения используются: чтение вслух, размышления о прочитанном, беседы, метод дискуссии, обсуждения прочитанного, рассказы, пересказы. Помогут сделать интересными эти занятия дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг и т.д.

Интерактивные занятия

Внеурочная работа с книгой предоставляет широкие возможности для развития творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации интерактивных внеклассных занятий: занятие-театр, занятие-праздник, занятие-путешествие, конференция, литературный ринг, конкурс и.т.д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Принципы проведения интерактивных занятий

  • отказ от шаблонов в организации занятия;
  • максимальное вовлечение учеников в активную деятельность;
  • применение различных форм групповой работы;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
  • создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
  • уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
  • оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости.

Некоторые формы проведения интерактивных занятий внеклассного чтения

Занятие –сказка

        Такое занятие может быть проведено по сюжету одной сказочной истории или нескольких. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Занятие-сказка может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такое занятие может включать в себя инсценировку, театрализацию.    

Занятие – путешествие

        Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает ребенка в начале занятия и не дает отвлечься до его окончания.

        Путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д.

        Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры. Такое занятие требует большой предварительной подготовки, логической законченности, увязки каждого этапа с идеей занятия.

Занятие-театр (спектакль, драматизация)

Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению, либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений. На занятии-спектакле можно чередовать драматизацию различных видов: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых» картин к произведению; составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей; развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами.

         Занятие- игра (КВН, игра «Что? Где? Когда?»…)

        Данные формы занятия проводятся в соответствии со структурой своих телевизионных аналогов.

        Если это занятие-КВН, то в нем будут участвовать команды, жюри. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд, девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание». Непосредственно на уроке проводятся разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков и т.д.  

Закончить хочется словами Д.И. Писарева «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Курсовая работа на тему: " Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"

Курсовая работа на тему: " Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Статья "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Что значит интерактивное обучение? Это форма организации деятельности. Она имеет в виду конкретные и цели. Одна из целей состоит в комфортных условиях таких, при которых ученик чувствует успешность, с...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...