Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберешь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс по теме: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: ФИО учителя Кузьмина О.В.

Школа: МОУ «Краснооктябрьская СОШ» ФИ студента Бурмистрова Елизавета

Класс: 3 ФИО методиста

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Планируемые результаты

Предметные: знать биографию писателя; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; уметь прогнозировать содержание раздела;

Личностные: проявлять интерес и творческое отношение; проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России», 2 часть, Творческая тетрадь, презентация к уроку


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

- Повернитесь другк другу, улыбнитесь и пожелайте своем соседу успехов на уроке. Присаживайтесь.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

  • Читаем с повышением тона, с понижением тона.
  • Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читаем вместе со мной хором выразительно.
  • Читаем выразительно без меня.
  • Читаем медленно, быстро.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

- Читают скороговорку

- Болтливого человека сравнивают с сорокой

П: осмысление читаемого текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела.
Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?
Чему они нас будут учить?


Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
Какое сходство вы заметили?
- Кто автор этого произведения?
Кто скажет тему урока?
Какую цель мы поставим?

«Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Это пословица.

- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

- Предположения детей.

Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

Название рассказа совпадает с названием раздела.

- Борис Викторович Шергин

- Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали?

Рассказ учителя об авторе (презентация)

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

- Высказывания детей

- слушают учителя

-1896г

-называл «хранительницей слова».

-Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

#1055;ервичное закрепление во внешней речи

Откройте свои учебники на станице 124 – й. Ребята как вы понимаете название рассказа – «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»? В чем заключается смысл заглавия рассказа?
Каким жанром устного народного творчества является заглавие?
Приведите примеры пословиц, с таким же смыслом.

Словарная работа

А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.
ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

МАЛЯРНОЕ дело.Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

А сейчас мы с вами прочитаем произведение.(Начинает учитель)
Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

  1. Работа по рассказу.
  1. Ребята, о чем же этот рассказ?
  2. Кто является главными героями рассказа?
  3. Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.
  4. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
  5. Что случилось с Митей?
  6. Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
  7. Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясни их смысл.
  8. Как они помогают понять основную мысль произведения?
  9. Прочитай выразительно диалог мастера и Мити.
  10. С какой интонацией говорит мастер?
  11. Какой совет мастер дал Мите?
  12. Митя успел выполнить работу?
  13. В какие сроки Митя выполнил работу?
  14. Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

Повторное чтение

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

- Добивайся своей цели постепенно, и достигнешь ее.

(Пословицей.)

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Курочка по зернышку клюет.

-слушают и запоминают значение слов

- ответы детей по тексту

П: смысловое чтение, поиск и выделение информаци

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой

Повторное чтение

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

- Чтение рассказа

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

VII. Включение в систему знаний

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1)Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

2)«И в один день закончил верхний угол»

3)«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

4)«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

5)Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Что вы для этого сделали?

Ребята, произведение какого автора мы сегодня изучили?
Как называется это произведение?
С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Спасибо за урок!

Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Штукатурное, малярное дело, академия, паркетчик, вылощил волчьим зубом

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»

УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...