Технологическая карта урока литературного чтения "М.Пришвин "Золотой луг"" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель деятельности учителя:

формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»: навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в литературе и живописи.

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить с особенностями архитектуры Японии, создание образа храма-пагоды.

2) познакомить с главным символом Японии, и особенностями создания образа сакуры. 

Развивающие:

1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;

2) развивать способности к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение к художественной культуре Японии; 

2) продолжать формирование аккуратности, оригинальности в работе.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся:

1) рассказывать об особенностях культуры Японии, символах и архитектуры страны;

2) работать гуашью в технике «сухая кисть», изображая символы и архитектуру Японии.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 18.04.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-6

Урок: 2

Время: 8:55-9:35         Кабинет: 306

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Полякова Наталья Михайловна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом».

Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»: навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в литературе и живописи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Золотой луг»;

2) учить анализировать художественный рассказ и живописное произведение.

Предметные:

1) знать: основные факты из биографии М.Пришвина; содержание произведения «Золотой луг».

2) уметь: выразительно и осознанно читать произведение «Золотой луг»; находить строки из прочитанного произведения для подтверждения собственного мнения;

Развивающие:

1) Развивать читательскую компетенцию у младших школьников;

2) развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Личностные:

1) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

2) проводить самооценку своих действий, поступков;

3) развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.


Воспитательные:

1) Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;

2) воспитывать любовь к чтению.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник литературного чтения 2 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова. – М.: «Вентана-Граф», 2019. - Ч.2;

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения (слайд №1)

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Пожелайте своему соседу по парте хорошего настроения и удачи на сегодняшний урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! Вижу, что все готовы начать работу, тихонечко садится первый ряд, второй и третий.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует речевую разминку.

- Наш урок мы начнем с речевой разминки. Как вы думаете, для чего она нужна?

- Совершенно верно.

- Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте про себя эти строки. Теперь прочтем хором, выговаривая все звуки и слова: (слайд №2)

Ка-ка-ка - вот широкая река.

Ко-ко-ко - там рыбак недалеко.

Ка-ка-ка - есть улов у рыбака.

Ко-ко-ко - рыба ловится легко.

- Хорошо. А теперь давайте прочтем еще быстрее. Молодцы!

2. Актуализирует знания по пройденным темам

- Ребята вспомните, какую главу учебника мы с вами изучаем?

- Чему научили нас эти произведения?

- А зачем в природе нужно быть наблюдательными?

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем читать следующее произведение главы «Природа для поэта – любимая и живая».

Давайте медленно пройдём по лугу
И «здравствуй» скажем каждому
цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать

- Чтобы говорить ясно, громко и красиво.


Читают про себя

Читают хором


- «Природа для поэта – любимая и живая»

- Они научили нас любить природу,бережно относиться к ней, быть
наблюдательными и внимательными.
- Только наблюдательный человек
может заметить скрытую жизнь природы.


 

- Будем читать о цветах.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Отгадайте загадку и узнаете, какой именно луговой цветок поразил героя произведения (слайд №3).

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.

- Посмотрите на портрет. Произведение, какого автора будем изучать? (слайд №4)

- Теперь разгадайте ребус, что бы узнать название произведения (слайд №5).

- А теперь сформулируйте тему нашего урока.

(слайд №6)

 - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:  - Повторить…   - Познакомиться…

(слайд №6)

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

-На экране вы видите план, но он перепутался, подумайте, обсудите в парах, какая должна быть последовательность (слайд №7)

План:

4. Подведем итог урока

3. Выполним самостоятельную работу

1. Повторим биографию М.Пришвина

2. Познакомимся с произведение «Золотой луг» и проанализируем его.

(слайд №8)

-Молодцы! Вы восстановили последовательность.

- Одуванчик.

- М.Пришвина

- Золотой луг.

Тема: «М.Пришвин «Золотой луг»»

Цель: 

1. Повторить биографию М.Пришвина.

2. Познакомиться с произведением «Золотой луг» и проанализировать его.

Обсуждают в парах.

План:

1. Повторим биографию М.Пришвина.

2. Познакомимся с произведение «Золотой луг» и проанализируем его.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведем итог урока.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов:

викторина

Фронтальная

Внешний контроль

1.Организовывает викторину по биографии писателя.

- Для начала вспомним биографию Михаила Михайловича Пришвина. Сейчас будет викторина.

(слайд №9-14)

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Михаила Михайловича Пришвина?

а) 1871- 1954

б) 1873 – 1954

в) 1874 – 1956

2. Где родился Михаил Пришвин?

а) В селе Малое Нарышкино Орловской губернии;

б) В селе Усолье-Жилкино Иркутской губернии;

в) В селе Хрущево-Левшино Орловской губернии;

3. В какой семье родился Пришвин?

а) Купца

б) Чиновника

в) Дворянина

4. Из-за чего был отчислен из Елецкой гимназии?

а) плохо учился

б) мать не могла оплачивать обучение

в) за дерзость и конфликт с учителем

5. Как называлось первое опубликованное произведение Пришвина?

а) «Сашок»

б) «Кащеева цепь»

в) «Жень-Шень»

6. Куда Пришвин совершил путешествие в 1930-м году?

а) в Сибирь

б) на Дальний Восток

в) в Грузию

2. Организует работу с произведением.

- Откройте учебник на стр. 123, посмотрите и скажите, что нам поможет в работе над текстом, обратите внимание на пиктограмму.

- Что мы узнаём с помощью толкового словаря?
- Где находится школьный толковый
 словарь?

- Найдите слова, значение которых нам нужно уточнить.

- А сейчас мы прочитаем текст. Я начну читать, а потом по цепочке с 1 ряда по 1 предложению продолжаете читать вы, чтобы мы смогли ответить на вопросы Учёного Кота. Слушайте друг друга внимательно.

3. Организует беседу после прочтения рассказа.

- Одуванчик – загадочный цветок! Ты разделяешь мнение Кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя – рассказчика?

- Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажите свое мнение строчками из текста.

- Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты?

- Так кому же она их раскрывает?

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Ответы:

1. б

2. в

3. в

4. в

5. а

6. б

- Толковый словарь.


- Значение слов.

- Учебник по РЯ

Промысел-добывание чего-либо, охота

Пята-то же, что пятка.

Фукнуть-дунуть.

Читают по цепочке.

- В пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.

- Рассказ ведется от лица мальчика (последнее предложение).

- Можно.

- Только наблюдательному,

заинтересованному человеку открывает
природа свои секреты.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Презентация

Презентация

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует работу в группах.

- А сейчас продолжаем работать с рассказом и искать информацию об одуванчиках.

- Вам нудно будет с помощью текста ответить на вопросы, которые будут в карточке.

- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам поработать в группе.

- Давайте повторим правила работы в группах.

- Не забудьте выбрать спикера, который потом будет отвечать у доски!

Вопросы для обсуждения

1 группа:

1. Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

2. Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

2 группа:

1. Почему луг стал зелёным?

2. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? Найдите в тексте и подчеркните.

3 группа:

1. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики? Найдите в тексте прочитайте.

2. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

4 группа:

1. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

2. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите в тексте и прочитайте.

5 группа:

1. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?

2. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

- Теперь один человек из каждой группы по очереди будет отвечать на вопросы. Остальные внимательно слушают и проверяют по тексту.

Распределяются на группы.

Выполняют работу в группах.

Озвучивают ответы.

УУПД:       осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

УУПД: контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео

 - Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видео

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа практических методов: самостоятельная работы

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу. У вас есть 9 вопросов, в каждом несколько вариантов ответов. Вам нужно выбрать только один верный вариант обвести его или подчеркнуть.

Тест

1. К какому жанру можно отнести это произведение?

a) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

2.Как зовут брата главного героя?

a) Славик

6) Серёжа

в) Саша

3. Закончи высказывание. Выбери правильный ответ. Луг был .........

a) у реки б) за домом в) перед окном

4. Когда герой рассказа пошёл на рыбалку?

a) вечером

б) рано утром

в) днём

5. Что значит « фукну» ?

а) чихну

б) стукну

в) дуну

г) крикну

6. В какое время суток луг золотой?

a) ночью

б) утром

в) вечером

7. Отметь близкое по значению слово к слову «забава»:

г) днём

а) спор

б) рыбалка

в) игра

8. Что значит «идти в пяту»?

a) идти назад б) идти друг за другом в) идти на пятках

9. Почему луг назван золотым?

а) его покрасили в золотой цвет

6) он был золотым от множества цветущих одуванчиков

в) на лугу нашли золото

- Теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону (слайд №16-17).

- В соответствии с критериями поставьте оценки.

Оценка 5 – без ошибок

Оценка 4 –2-3 ошибки

Оценка 3 – 4-5 ошибок

Неудовлетворительно – 6-9 ошибок

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Ответы

1. а

2. б

3. в

4. б

5. в

6. б

7. в

8. б

9. б

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: картина

Внешний контроль

1. Организует работу с картиной.

- Сейчас ваша задача найти в «Музейном Доме» картину Ван Гога «Подсолнухи». Рассмотрите картину.

- Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжелыми и перезревшими?

- Как художник это показывает?

- Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, – сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?

- Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?

- С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы?

- Подумайте, почему мы рассматривали Ван Гога? Что общего между картиной и произведение «Золотой луг»?

Рассматривают картину.

- Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже – прямо над кувшином.

- У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжелые, склоненные вниз головки.
- Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.


- Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, – золотисто-желтого, как
поле подсолнухов, цвета. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо.

- Подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.

Рассуждают.

УУРД:          корректировать свои учебные действия

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1.Организует повторение темы и целей урока.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд №18)

- Какую цель на урок мы ставили?

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно, и вы успели сделать все задания.

2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями.

3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно.

- Почему подняли желтый и красный предмет?

- Урок окончен!

Тема: «М.Пришвин «Золотой луг»»

Цель:

Повторим биографию М.Пришвина.

2. Познакомимся с произведение «Золотой луг».

Выполняют самооценку.

УУРД:

Оценивать свою работу

Презентация

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 апреля Доброе утро! Литературное чтение

Слайд 2

Ка-ка-ка - вот широкая река. Ко-ко-ко - там рыбак недалеко. Ка-ка-ка - есть улов у рыбака. Ко-ко-ко - рыба ловится легко.

Слайд 3

Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух.

Слайд 4

Михаил Пришвин

Слайд 5

Золотой луг

Слайд 6

Тема «М.Пришвин «Золотой луг»» 1) повторить … 2) познакомиться… 1. Повторить биографию М.Пришвина. 2. Познакомиться с произведением «Золотой луг» и проанализировать его. Цель

Слайд 7

План 1. Подведем итог урока. 2. Выполним самостоятельную работу. 3. Повторим биографию М.Пришвина. 4. Познакомимся с произведением «Золотой луг» и проанализируем его.

Слайд 8

План 1. Повторим биографию М.Пришвина. 2. Познакомимся с произведением «Золотой луг» и проанализируем его. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Подведем итог урока.

Слайд 9

В каком из вариантов указаны годы жизни Михаила Михайловича Пришвина? а) 1871- 1954 б) 1873 – 1954 в) 1874 – 1956

Слайд 10

2. Где родился Михаил Пришвин? а) В селе Малое Нарышкино Орловской губернии; б) В селе Усолье-Жилкино Иркутской губернии; в) В селе Хрущево-Левшино Орловской губернии;

Слайд 11

3. В какой семье родился Пришвин? а) Купца б) Чиновника в) Дворянина

Слайд 12

4. Из-за чего был отчислен из Елецкой гимназии? а) плохо учился б) мать не могла оплачивать обучение в) за дерзость и конфликт с учителем

Слайд 13

5. Как называлось первое опубликованное произведение Пришвина? а) «Сашок» б) «Кащеева цепь» в) «Жень-Шень»

Слайд 14

6. Куда Пришвин совершил путешествие в 1930-м году? а) в Сибирь б) на Дальний Восток в) в Грузию

Слайд 16

1. а 2. б 3. в 4. б 5. в 6. б 7. в 8. б 9. б Ответы

Слайд 17

Оценка 5 – без ошибок Оценка 4 –2-3 ошибки Оценка 3 – 4-5 ошибок Неудовлетворительно – 6-9 ошибок

Слайд 18

Тема «М.Пришвин «Золотой луг»» 1. Повторить биографию М.Пришвина. 2. Познакомиться с произведением «Золотой луг» и проанализировать его. Цель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МОКУ ООШ с.Старотураево Ермекеевского района РБ

Формируемые УУДпознавательные:- осуществлять смысловое чтение- проводить поиск и выделение необходимой информации из различных источниковрегулятивные:...

технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века" "А. А. Блок. "Россия"

ТемаА. А. Блок. «Россия»Цели Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысл...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века"  с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перече...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Э. Шим "Белка и Ворон". Е. Трутнева "Осень" УМК "Начальная школа XXI века"

Знакомство с произведением Э Шима "Белка и Ворон": самостоятельное чтение учащимися текст, анализ сказки, чтение по ролям, характеристика героев.Знакомство со стихотворением Е. Трутневой "Осень": рабо...

Технологические карты уроков по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"

Технологические карты уроков по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 21 века"

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»...