Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Вельк Наталья Андреевна
Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной категории детей особых образовательных потребностей и трудности, возникающие у педагогов на пути удовлетворения этих потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

       Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

       Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

        Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно – внимательное.

         Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; в нормальном темпе и достаточно выразительным.

          Чтение про себя – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

           Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

           Механизм чтения вслух более сложный.  В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50 – 100%. Однако не следует забывать, что  быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

          Артикуляционная гимнастика проводится в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Проблемы формирования и развития навыка чтения

        Одной из первых следует назвать проблему преемственности в обучении чтению между  дошкольным образованием и начальной школой. Не секрет, что большинство родителей будущих первоклассников желает,  чтобы их ребенок до школы научился читать, наивно полагая, что именно этот показатель является главным в определении уровня готовности дошкольника к обучению. Это приводит к отрицательным последствиям: недостаточно внимания уделяется развитию устной связной речи, беден словарь, невысок уровень развития фонематического слуха.

        Одной из актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения. Результаты часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, каково отношение ребенка к чтению в целом и к проверке навыка в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса и показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе.

Каковы же должны быть условия проверки навыка чтения в начальных классах?

1. Чтение должно осуществляться в спокойной и привычной для ребенка обстановке, а не в кабинете завуча или директора.

2. Читать текст ребенок должен по отдельной книге, сидя за отдельной партой, на расстоянии не менее 1-1,5 м от проверяющего.

3. Ученику должна быть предоставлена возможность «вчитаться» в текст: первые              2-3предложения  или 3-4 строчки он читает без учета времени.

4. Содержание текста должно быть доступно ученику, все слова понятны, шрифт должен соответствовать шрифту учебника.

5. При определении количества слов, прочитанных за одну минуту, считаются за «отдельные слова» предлоги и союзы, части слова, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более 3- 4 букв. Например, диван-кровать следует считать как два слова, а кто-нибудь за одно слово, т.к. в первой части этого слова только три буквы.

6. Проверка осознанности чтения должна проводится по 2-3 вопросам, а не осуществлением пересказа прочитанного, так как пересказ является показателем развития устной связной речи, а не навыка чтения. Для выявления уровня понимания содержания предлагаю использовать вопросы:

                                  ●на общую ориентировку в тексте (в 1-2классах с вариантами ответов)

                                     Например, где происходят события: в городе, в лесу, на реке?

                         

                                  ●на выявление предметного содержания. Например, что искали

                                     мальчики?

             

                                  ●на понимание обобщенного смысла. Например, как ты думаешь, для

                                     чего дети искали глину?

                 Ещё одна важная проблема. Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Почему некоторые дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемкий, требующий больших временных затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно  важными в работе учителя являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

                Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно -  значимым для него, эмоционально- -насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставлять ученику право выбора материала для чтения в зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений, разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и др. Возможность такого выбора быстрее развивает индивидуальный читательский вкус.

               Успешность в обучении чтению  во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И, наоборот, именно успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу!» При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Этому способствует:

                         ●троекратный замер скорости чтения по методике В.Н. Зайцева, когда темп   чтения «растет на глазах»;

                         ●дозированность нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности;

                 Учитывая индивидуальные особенности детей в освоении чтения, одному нужно дать строгое ограничение временного интервала («Читаешь ровно 3 минуты») или объема чтения («Прочитай только два абзаца»), другому обязательно требуется активное соучастие взрослого в процессе чтения. Даже молчаливая поддержка вселяет в ребенка уверенность в своих силах. Третьему ученику бывает необходим  и прямой запрет на чтение. В таких случаях  школьник удивленно восклицает: «Как? Все выходные  совсем-совсем ничего нельзя читать?!» А в понедельник он признается, что все-таки «не утерпел» и дочитал сказку, потому что очень хотелось знать, чем она закончится.

                 Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) можно предлагать детям перечитывание любимых стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловой догадки), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой.

Упражнения по развитию навыка чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.

Все упражнения разделены на четыре группы:

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

   2.Назови одним словом.

    3.Какое слово лишнее и почему?

4.Чем похожи следующие слова?

     

5.Путем перестановки букв составь слово.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

7. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

                 Гроза                        шутка                  ярмарка

2.Подбери пару.

Песня                                                практичный

Площадь                                           примерный

Подруга                                             прилежный

Почтальон                                         праздничный

Подарок                                             полосатыйе

Полотенце                                         полотняный

Портфель                                           прекрасный

Парикмахер                                       приятный

3.Закончи предложение.

                  По утрам  у Айболита лечат зубы:

                  З  б  р  е  ы,  у ы з б р, и т г ы р,  в  д  р  ы  ы

, о  ы  б  б  р.

4.Шарады.

                  Начало – голос птицы,

                  Конец – на дне пруда.

                  А целое в музее найдете без труда. (Картина)

С буквой  к  живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)

5.Ребусы:                                                                               ка                  ком

                                                                ва                   та

    .Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.

1.Составь текст.

2.Составь предложения.

                                         В школе

    Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.Закончи рассказ.

                                          Забота о птицах.

    Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте.

5. Работа над заголовком.

       

II. Упражнения для формирования правильности чтения

III. Упражнения для развития беглости чтения

IY. Упражнения для развития выразительности чтения

- чтение слова с разными оттенками интонации

- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации

- упражнения для дыхания

- упражнения для развития голоса

- упражнения для дикции

- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста

- чтение по  ролям, в лицах

Виды работы над текстом на уроках чтения

              Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже в 1классе дети теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Поэтому учителю надо владеть разными приемами работы над содержанием текста.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, чаще использовать различные творческие задания, сочетать индивидуальную и коллективную работу, учить работать с текстом.

                 Из своей практики хочу поделится теми видами работы над текстом, которые использую в своей работе:

1. Чтение всего текста (по заданию учителя) вслух, про себя, хором.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение цепочкой по предложению.

7. Чтение цепочкой по абзацу.

8. Чтение вполголоса.

9. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

10. Чтение, ответы на вопросы.

11. Чтение с сокращением текста.  ( Дети убирают предложения  или слова,  которые

      можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

       (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

16. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

19. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

20. Беседа, с сопровождением выборочного текста.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

2.»На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

4. Чтение одного предложения с разной интонацией.

5. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

6. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая

    темп и силу голоса.

7. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

8. Чтение под музыку.

9. Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается  текст стихотворения или небольшой рассказ.

10. Чтение с настроением. Один читает текст, другие должны угадать его настроение.

11. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- то голосу (старушки, ребенка, слона и т.д.)

12. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

13. Чтение по ролям.

14. Чтение по ролям без слов автора.

15. Инсценирование.

16. Дикторское чтение. «Диктор» готовится заранее (макет телевизора).

17. Конкурс чтецов.

Упражнения для понимания смысла текста.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. Выборочное чтение.

8. Работа по вопросам учителя, учебника, ученика.

9. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает слова. Дети должны его

     вставить по смыслу.

10. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

       а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.); уч-ки фантазируют, как изменится содержание.

        б) придумать продолжение рассказа.

11. Составление кроссвордов по тексту.

12. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

13. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

14. Подбор загадок к словам из текста.

15. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

16. Составление ребусов к словам из текста.

17. Восстановление логической последовательности текста.

18. Распространение предложений.

19. чтение для подготовки к пересказу.

20. Составление диафильма.

 

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной категории детей особых образовательных потребностей и трудности, возникающие у педагогов на пути удовлетворения этих потребностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения ГБОУ средняя школа № 235 им. Д. Д. Шостаковича Учитель начальных классов Вельк Наталья Андреевна

Слайд 3

Чтение является основным средством обучения , инструментом познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый находит в книге мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать , поскольку чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности , желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

Слайд 4

Поговорим о проблемах:

Слайд 5

Одной из первых следует назвать проблему преемственности в обучении чтению между дошкольным образованием и начальной школой

Слайд 6

Одной из актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения . Результаты часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, каково отношение ребенка к чтению в целом и к проверке навыка в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса и показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе.

Слайд 7

Каковы же должны быть условия проверки навыка чтения в начальных классах ? 1 . Чтение должно осуществляться в спокойной и привычной для ребенка обстановке, а не в кабинете завуча или директора. 2. Читать текст ребенок должен по отдельной книге, сидя за отдельной партой, на расстоянии не менее 1-1,5 м от проверяющего. 3. Ученику должна быть предоставлена возможность «вчитаться» в текст: первые 2-3предложения или 3-4 строчки он читает без учета времени.

Слайд 8

4. Содержание текста должно быть доступно ученику, все слова понятны, шрифт должен соответствовать шрифту учебника. 5. При определении количества слов, прочитанных за одну минуту, считаются за «отдельные слова» предлоги и союзы, части слова, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более 3- 4 букв. Например, диван-кровать следует считать как два слова, а кто-нибудь за одно слово, т.к. в первой части этого слова только три буквы. 6. Проверка осознанности чтения должна проводится по 2-3 вопросам, а не осуществлением пересказа прочитанного, так как пересказ является показателем развития устной связной речи, а не навыка чтения.

Слайд 9

Ещё одна важная проблема. Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Почему некоторые дети не любят читать?

Слайд 10

Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно - значимым для него, эмоционально- насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставлять ученику право выбора материала для чтения в зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений, разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и др. Возможность такого выбора быстрее развивает индивидуальный читательский вкус.

Слайд 11

Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И, наоборот, именно успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу!» При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Этому способствует : ● троекратный замер скорости чтения по методике В.Н. Зайцева, когда темп чтения «растет на глазах »; ● дозированность нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности;

Слайд 12

Учитывая индивидуальные особенности детей в освоении чтения, одному нужно дать строгое ограничение временного интервала («Читаешь ровно 3 минуты») или объема чтения («Прочитай только два абзаца»), другому обязательно требуется активное соучастие взрослого в процессе чтения. Даже молчаливая поддержка вселяет в ребенка уверенность в своих силах. Третьему ученику бывает необходим и прямой запрет на чтение. В таких случаях школьник удивленно восклицает: «Как? Все выходные совсем-совсем ничего нельзя читать?!» А в понедельник он признается, что все-таки «не утерпел» и дочитал сказку, потому что очень хотелось знать, чем она закончится.

Слайд 13

Упражнения по развитию навыка чтения Все упражнения разделены на четыре группы:

Слайд 14

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения Первая группа – логические упражнения 1.Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2.Назови одним словом. Чиж , грач, сова, ласточка, стриж; Ножницы , клещи, молоток, пила, грабли; Липа, береза, ель, сосна; Зеленый, красный, синий, желтый; Лошадь, корова, свинья, овца; Шарф, варежки, пальто, кофта.

Слайд 15

3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова Травы : клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик . Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела . Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

Слайд 16

Вторая группа - игры по составлению слов со словами 1.Найди слово в слове. Г роза ш утка яр марка 2.Подбери пару . Песня практичный Площадь примерный Подруга прилежный Почтальон праздничный Подарок полосатыйе Полотенце полотняный Портфель прекрасный Парикмахер приятный

Слайд 17

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами. 1.Составь текст. 2.Составь предложения. В школе Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. 3.Закончи рассказ. Забота о птицах . Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…

Слайд 18

Четвертая группа – работа с текстом (учебник). 1 . Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. 5. Работа над заголовком.

Слайд 19

Виды работы над текстом на уроках чтения 1. Чтение всего текста (по заданию учителя) вслух, про себя, хором. 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4.Чтение, после чтения пересказывание .

Слайд 20

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения 1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 2.»На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 4. Чтение одного предложения с разной интонацией. 5. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

Слайд 21

Зрительное восприятие •Текст воспринимается как движущийся или размытый •Смешение оптически сходных букв •Перескакивает через слова или строчки •Теряет место чтения в тексте Чтение •недостаточная мотивация к чтению •Ошибки при чтении слов •Низкая беглость чтения •Не всегда понимает прочитанное Письмо •Много орфографических ошибок •Много грамматических и пунктуационных ошибок •С трудом структурирует текст

Слайд 22

Память •С трудом запоминает логические цепочки •Слабая кратковременная память Слух •Слуховое восприятие может быть искажено •С трудом разбивает слова на отдельные звуки Мыслительные процессы •Низкая оперативность мышления •Низкий уровень самоорганизации •Сложности cподбором слов в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Эффективные приемы развития навыка чтения младших школьников

Упражнения активно влияющие на основные параметры чтения: скорость и осмысленность. Представлены варианты дидактических игр, направленных на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочн...