приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников
статья по чтению (3 класс) на тему

Дубова Людмила Александровна

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть очередным шагом вперёд в овладении ими новыми знаниями, умениями навыками. Важно какие методы и формы работы использует учитель в решении поставленных задач. Остановлюсь подробнее на уроке чтения, какие я применяю формы и приёмы работы. Почему именно этот урок?  Потому что овладение полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, без этого невозможно качественное образование ученика.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих 2 показателей  зависит умственная работоспособность.

Среди  трудностей, которые испытывают дети в процессе чтения это:

  • медленный темп чтения с повторами слов, словосочетаний, фраз.
  • Частичное или искажённое понимание прочитанного из-за обилия слов и речевых оборотов, которые не являются составной частью их активного или пассивного словарного запаса.
  • Частичное или искажённое понимание текста из-за недостаточного объёма оперативной памяти (пока читал – забыл, что было раньше).

В результате, как техническая сторона чтения, так и понимание прочитанного остаётся на невысоком уровне у большинства учащихся.  Рано или поздно дети с патологией речи, начинают избегать тех моментов на уроке, связанных с чтением, проявлять негативизм к этому виду деятельности.

 Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, как  привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия задачи, правила и задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте?  Как сделать уроки чтения радостью для детей?

Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения. Я же использую в своей работе систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.  К ним относятся:

  • Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
  • Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть очередным шагом вперёд в овладении ими новыми знаниями, умениями навыками. Важно какие методы и формы работы использует учитель в решении поставленных задач. Остановлюсь подробнее на уроке чтения, какие я применяю формы и приёмы работы. Почему именно этот урок?  Потому что овладение полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, без этого невозможно качественное образование ученика.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих 2 показателей  зависит умственная работоспособность.

На вопрос в своём классе, что такое чтение, дети дали ответы: «Чтение – это когда ты можешь читать». Булат ответил: «когда видишь буквы и их читаешь». Настя, Ильсур: «когда читаешь буквы, слоги, слова». Азада: «когда читаешь и понимаешь,  что прочитал». Поэтому одно из важнейших направлений коррекционной работы – это формирование и развитие навыка осмысленного чтения.

Среди  трудностей, которые испытывают дети в процессе чтения это:

медленный темп чтения с повторами слов, словосочетаний, фраз.

Частичное или искажённое понимание прочитанного из-за обилия слов и речевых оборотов, которые не являются составной частью их активного или пассивного словарного запаса.

Частичное или искажённое понимание текста из-за недостаточного объёма оперативной памяти (пока читал – забыл, что было раньше).

В результате, как техническая сторона чтения, так и понимание прочитанного остаётся на невысоком уровне у большинства учащихся.  Рано или поздно дети с патологией речи, начинают избегать тех моментов на уроке, связанных с чтением, проявлять негативизм к этому виду деятельности.

 Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, как  привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия задачи, правила и задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте?  Как сделать уроки чтения радостью для детей?

Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения. Я же использую в своей работе систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.  К ним относятся:

Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

I. Урок начинаем с орг.момента.

Улыбнуться друг другу.

Это не так просто сделать, когда ты в плохом настроении, раздражён, чтобы это была не гримаса, а улыбка. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен  открывать  магазин». На 80% успеха в жизни (в том числе и в коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми, очень важно  уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. К тому же движения лицевых мышц человека связаны с работой мышц, управляющих работой ряда внутренних органов. Улыбаясь, в кровь поступают особые вещества, благодаря которым улучшается настроение. Поэтому нужно начинать день и урок и детям и учителям с улыбки, быть в хорошем настроении.

   Затем следует упражнение на снятие зажимов.

Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, плечи, кисти рук . дыхание свободное, спокойное.

Вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело поют птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до 5. Когда я скажу 5, вы откроете глаза.

II. Дальше  переходим  к упражнениям:

на отработку дыхания:

вдох носом, выдох через рот.

На счёт 1-4 вдох, задержка дыхания, на счёт 1-4 –выдох.

Поймай комара (руки в стороны – вздох, медленно, медленно сводить руки, произносить непрерывно «з-з-з-з», прихлопнуть комара, быстро развести руки в стороны, произойдет автоматический вздох).

Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе сказать слово «баста».

Такая разминка  - «летела муха около уха –ж-ж-ж-ж. летела оса около носа – с-с-с-с. Летел комар и звенел з-з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали, (кулачок прижимается к уху), тихо з-з-з-з – пусть летит!

артикуляционная гимнастика:

чтение ряда гласных  а, о, у, ы, и, э

                                       а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

                                     аоуиыэ

работа с таблицей согласных:

делают глубокий вдох и на выдох читают 10  согласных

                             б к з с т р м н в з

                            ж л п ф х ч ш б р п

затем чтение согласных с какой – нибудь гласной (1 ряд с «а», 2 ряд с «о», вместе с «у»)

чтение слогов, прямые, обратные, со стечением согласных, громко – тихо, тихо – громко. Найти среди слогов спрятавшиеся слова. Это могут быть слова из текста, прочитанного на прошлом уроке или  из произведения, которое  будет разбираться сегодня.

чтение скороговорок, чистоговорок.

«Хохотала звонко Мила, в рот смешинка угодила».

Главной целью которых является не скорость, качество произношения.

Сначала читаю я.

Потом дети про себя.

Все вместе в нормальном темпе.

Каждый ученик читает про себя, закрыв уши 3 раза.

Читаем вслух сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу ослабляя.

Показываю карточки «ночь», «утро», «день», а дети говорят шёпотом, вполголоса, громко.

Можно предложить чтение с заданием: прочитай, будто удивляешься, сердишься, хвалишься.

III.  Словарная работа.

Работа над лексическим значением новых слов проходит в 3 приёма. На первом – сами учащиеся выделяют в тексте непонятные слова и пытаются объяснить их значение. На втором – читаем слова, написанные  на доске с тем или иным затруднением (написанных их нижней или верхней половиной, или пунктиром).  И объясняем их значение. И на третьем -  называю предложения из текста и предлагаю в каждом из них найти непонятные слова, выражения. Это не только заинтересовывает учеников, но и включает их в творческую деятельность поискового характера. Также активизирует интеллектуальные качества, внимание, интуицию, мышление, речь. Проделанная перед первичным чтением произведения такого рода работа помогает настроить детей на его полноценное, более глубокое восприятие.

Упражнение «пирамидка». Она строится из слов произведения, которое читается на уроке, каждое следующее слово в столбике больше другого на несколько букв. Сначала ребята прочитывают слова про себя, затем вслух.

Выплыло                                     зайчик

Рассыпалось                             привольно

встрепенулся                            захлопал крыльями

IV. Первичное чтение.

При первичном чтении текста учителем, использую такой приём: заканчиваю  чтение на самом интересном месте, предлагая детям придумать свой конец и сравнить его с авторским.

 Развивают интерес к чтению и повышают скорость чтения каждодневные упражнения в аудировании. Ребёнок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого и скорость восприятия графических знаков, а значит скорость чтения увеличиваются. Использую упражнение «буксир». Я читаю громко текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников класса. Дети читают тот же текст шёпотом, стараясь поспевать за мной.  Могу остановиться на любом абзаце и предлагаю самим ребятам закончить чтение. Каждому хочется выступить в роли «буксира», потянуть класс за собой.

V. Работа с текстом. Чтение детьми.

При чтении нового текста отвожу время для жужжащего чтения  в течение 3 минут (когда все ученики читают одновременно вслух, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью – кто-то быстрее, кто-то медленнее). После чтения вслух учащиеся 3 минуты читают шёпотом. Затем 3 минуты читают только глазами.  Даже, если успели прочитать весь текст, а время ещё осталось, читают снова, пока не прозвенит сигнал об окончании трёх минут. Таким образом, многие учащиеся за отведённое время прочитывают рассказ не один раз.

 

Чтение до первой ошибки – ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение. Такая работа повышает ответственность и внимание каждого ученика.

VI. Виды работы над текстом.

Повторное чтение организую, активизируя деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения, развивая устойчивость и объём внимания. Применяю подобные упражнения:

Чтение отрывка (предложения) с поочерёдным произношением слов нормально и наоборот. Наряду с развитием интереса  к чтению, это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направлено на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания.

Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность, устойчивость внимания.

Чтение отрывка с повторным произношением  каждого слова или некоторых слов (например, каждое второе, третье т.д.).

Чтение отрывка, предложения, прочитывая только первые или последние слоги.

При развитии интереса к чтению важно создать для ребёнка ситуацию успеха. И наоборот, именно успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу!» Т.к. в классе в классе одни дети читают быстрее, другие медленнее, есть ученик, который путает буквы, чтение только слоговое,с большим количеством ошибок, то учитываю индивидуальные особенности учащихся в освоении чтения. Поэтому Азада и Настя получают дополнительное задание найти ответы на вопросы, с последующей взаимопроверкой друг друга, или найти в тексте слова, состоящие из 4-5 слогов, научиться их правильно проговаривать.  Азада может составить вопросы к тексту. Дае и Булату найти в тексте слова на определённую букву. Ильдару требуется строгое ограничение временного интервала  и обязательное активное соучастие в процессе чтения. Диме ограничение объёма чтения ввиду того, что он многие буквы путает, чтение медленное, слоговое. Но если в сентябре он читал без охоты, скорость 5-6 слов в минуту, то сейчас уже сам определяет сколько страниц в букваре он должен успеть прочитать за урок и это не 2-3, а 5 страниц, многократно прочитывая, добиваясь чтения не по слогам, а целыми словами. Радуется своим успехам: «Я хочу читать, дайте мне побольше страниц». Со слабочитающими применяю вид работы, как  «чтение за диктором», где в роли диктора выступаю и я, и хорошо читающий ученик. Диме помогал  Ильсур. 

Любимый вид чтения у детей – это ролевое чтение,  «игра в прятки», «мнимое слово».

«игра в прятки» - я читаю не сначала, а где захочу, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя.

«мнимое слово» - я в ходе чтения произношу неправильно слово. Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид  привлекает детей, т.к. они имеют возможность поправить самого учителя, что придаёт  им уверенность в своих силах.

Использую метод антиципации, т.е. прогнозирование учащимися содержания и видов своей читательской деятельности, что позволяет повышать  осознанность активность детей при работе с новым текстом, заинтересовывает их чтением.

Например, чтение текста с неполными словами:

Текст у ребят на отдельных листочках или может быть написан на доске.

Сегодня должны прочитать рассказ, но сделать это невозможно. Ночью приходил дед Буквоед и съел буквы в некоторых словах. Попробуйте дописать нужные буквы и прочитать текст.

В поле стоит ер… . Она точно жив…  , вся трепещет на ер… зелён… листоч…

Берёзов… роща весн… звенит от птичь..   пес… . Походишь по березово… ле…  , потрогаешь белые стволы и клейкие лист…., послушаешь как поёт скво…, и станет лег… и  радост… .

Зимой ер… заблес… , загорит… на ер… сереб… .  И зимой и лет… хоро…  ер… .

               Пропавшие слова

Читаю рассказ, но некоторые в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие.

Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся с _______ санки.  Резкий ________ бьёт детям в ______.

Использую приём многократного чтения.

Чтение одного предложения  из рассказа в таком порядке:

раз -  медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов.

раз -  повторное прочтение без учителя.

раз -  плавное слитное чтение слов.

раз -  чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу)

,6, 7 -  разы предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове.

8,  9, 10  - разы темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Индивидуальная работа

Применяю различные упражнения для индивидуальной работы с Димой для  формирования навыка чтения, запоминания им букв.

Составление слов

Помоги  найти свою последнюю буковку. Соедини слово с последней буковкой линией. Перечитай слово целиком.

Кро                           р                         Узо                         в

Тро                          т                        Сто                         к

Пло                         н                          Сту                        л           

Чтение слогов и слов.

Слоги, среди которых спрятались знакомые слова. Найти их, прочитать,  и выписать в 1 ст. слова, во 2 ст. слоги.

При, шли, кро, мак, рис, фре, шка, пря, рот, сон, дым, фру, сле, фле, пол, лоб, шум, взя, сви, аст, рев, сад, вес, рад, шти, всё, пти, олп, ква, нос, кот, мёд, лёд, цве.

Найди слова, в которых первый слог такой же, как в моём слове.

Слоны                                    Слава        Слоги                         Слова

                                              Зима                                            Снега

Чтение слов и нахождение лишнего

Читает слова  по строчкам, находит лишнее слово, отмечает его крестиком

Мак, ромашка, роза, лук.

Кошка, воробей, собака, корова.

Берёза, дуб, осина, малина.

Собери словечко

Карточки  со слогами,  должен сложить из них названия животных

За                                            на

Мед                                          са

Жу                                           ведь

Ли                                          яц

Воро                                      равль

Отдельно отобрать слова, состоящие из 2 слогов, из 3 слогов.

Режим щадящего чтения.

Читает страницу букваря, кратковременный отдых, чтение дальше.

Чтение вместе с учителем.

          Показываю букву на таблице, озвучиваю её, показ следующей буквы.

          Показ прочитанных букв самим ребёнком в таблице. Чтение знакомых стихотворений, которые учил наизусть.

          Нахождение слов на определенную букву. Подчеркнуть в словах только гласные и т.д.

Для расширения оперативного поля зрения провожу упражнение «Фотоглаз».

На доске столбики слов из 4, 5, 6 букв. Слова читаются молча. Затем закрываются. Нужно ответить на вопрос: было ли такое-то слово в столбике или нет. При этом названное слово может отсутствовать.

При дальнейшей работе с текстом использую такую игру. 

Игра «Кто быстрее?» (игра в скорочтение)

На доске столбики слов из произведения. Задания:

кто быстрее прочитает 1-е, 2-е слово в правом столбике сверху?

кто быстрее прочитает последнее слово в левом ст.?

кто быстрее прочитает слова с «б» в середине, в начале, в конце?

кто быстрее прочитает слово, в котором гласные идут в следующем порядке: а-у, е-а, а-и-е?  (барсук, белка, кабинет)

кто быстрее прочитает слова в правом ст. сверху вниз и наоборот?

Эту работу можно проводить и с текстом.

Я читаю отрывок рассказа, но не сначала предложения и также заканчиваю на середине предложения. Задания:

я прочитала весь рассказ?

это начало рассказа или конец?

кто прочитает предложение, с которого я начала рассказ?

кто прочитает предложение, которым я закончила читать? Я это предложение прочитала до конца?

сколько предложений я прочитала?

какое самое длинное предложение?

кто прочитает самое первое предложение в рассказе?  Быстрее прочитает последнее предложение?

кто нашёл в рассказе красивые слова? Чем они понравились?

сколько раз употребляется в тексте слово «берёза»?

как звали девочку-смородинку?

кто быстрее найдёт предложение, которое очень понравилось?

Можно бесконечно подбирать разные задания, в процессе которых детям приходится быстро пробежать глазами почти весь текст снизу  вверх и наоборот.

Стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность учащихся.  Например, выполняем  такие задания:

Прочитать текст и установить нужный порядок строк.

Красить комнаты пора

Но не с кистью и ведром

Пригласили маляра

Наш маляр приходит в дом

Прочитать слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно, а снизу вверх быстро. Стараться прочитывать слова целиком. Среди слов 2 столбика найдите лишнее.

Ручка                                        указка

Парта                                      учебник

Доска                                       обложка

Альбом                                    резинка

Тетрадь                                 линейка

Нахождение новых слов в данных словах:

Уточка, град, сухо, парк, экран, мрак, сорт, скот

Составить предложение из «рассыпавшихся»  частей  на парте  у каждого (предложение из рассказа)

Маша, корзиночку, живо, и, назад, набрала, к дому, побежала

После этого проверяют составленное предложение с тем, которое в рассказе.

Нравится работать с тестами, находить среди ряда ответов по прочитанному произведению верный. Например, тест «Ёжик-спаситель».

 

Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой,  осознанность, скорость чтения, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), стимулируют интерес к чтению. На таких играх ученик привыкает внимательно слушать не только учителя, но и своего товарища – что очень важно. Обучать ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.

Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для моих учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.

Выступление на педагогическом совете

по теме:

Анализ принципов конструирования и применения педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

Приёмы формирования и развития навыков чтения младших школьников

(из опыта работы)

Учитель: Дубова Л.А.

7 ноября 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.

Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения....

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...