Формирование читательской компетентности младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности
статья по чтению (1 класс)

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности  младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Схема работы по развитию интереса к чтению младших школьников:

  • урок литературного чтения;
  • внеклассные занятия;
  • совместная работа с библиотекой;
  • работу с родителями.

Уроки литературного чтения развивают у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки. Я использую два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Таким образом, я так строю свою работу, чтобы чтение детской литературы способствовало перерастанию любопытства в любознательность, помогало детям не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Так постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

От достижения  цели зависит успешность обучения школьника. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. 

Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
  • С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
  • «игра в прятки»,
  • «мнимое слово»,
  • чтение за «диктором»,
  • синхронное чтение «буксиром»;
  • «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • демонстрационные картины;
  • учебные таблицы,
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
  • книги;
  • электронные презентации.

Работа по формированию читательской грамотности ведется на всех уроках. Правильное выполнение задний в основном зависит не от того, что ребенок не знает учебный материал, а от того как он осознанно прочитал задание. Поэтому сначала разбираем задание, т.е. ученик должен в задании найти действия, которые он должен выполнить и какой результат его деятельности будет оценен.

Очень часто на уроках использую различные приемы:

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. Учащимся предлагаю задание: составьте вопросы по теме. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. задают друг другу.

2. Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?). Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы. Если у детей возникают вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения систематизировать информацию, выделять новое.

3. Приём «Кластер»

Очень активно использую кластеры для систематизации и обобщения материала на всех уроках. Часто использую такой вид работы в группах. Кластер – графический способ систематизации учебного материала. В середине листа записывается (зарисовывается) основное слово (тема), а по сторонам от него фиксируются слова (рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, понятия, выражения. А затем вместе в ходе беседы наполняют эти ключевые понятия, выражения, необходимой информацией.

4. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Часто использую на занятиях по внеурочной деятельности.

Разнообразные формы и приемы по формированию читательской грамотности использую во внеурочной деятельности. Организуем в классе поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры ("Поле чудес", викторины), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы, которые проводятся совместно со школьным библиотекарем. Обязательно посещаем библиотеку; совместно с библиотекарями проводим библиотечные уроки и мероприятия. Мои ребята – самые активные читатели. Проводим праздники: «Прощание с букварем», «Праздник первой отметки», «Мы переходим в следующий класс», где родители в качестве подарков дарят книги, энциклопедии, словари.

Такая система работы с внедрением новых технологий, нестандартных форм работы в урочной и внеурочной деятельности, эффективно отражается на развитии речи учащихся, повышает учебную мотивацию детей, воспитывает грамотного читателя и главное помогает ему быть успешным во всей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»

Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...