Тема выступления: «Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
статья

Трифонова Надежда Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_4.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.

Предмет «Литературное чтение»:

  • значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре,  этических понятиях, нравственности;
  • создает условия для успешности обучения по всем предметам;
  • формирует потребность в систематическом чтении;
  • является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением — умением учиться;
  • закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.  

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

От достижения  цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. 

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.

С целью определения доминирующих познавательных мотивов я в своём 4-А классе провела в начале учебного года анкетирование:

«Уровень познавательного интереса по предметам»

Вывод: учащиеся интересуются предметом литературное чтение, но повышенный интерес проявляется только у 13 %.

Возникает проблема:

  • Как поддержать интерес учащихся к чтению?
  • Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников?
  •  Как создать ситуацию успеха?

Я работаю по программе « Перспективная начальная школа». 

Основная метапредметная цель учебников «Литературное чтение» (Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская) связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Учебный материал данных  пособий содержит золотой фонд детской литературы: здесь есть и произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихи, рассказы и повести, произведения драматургии, а также познавательные статьи и очерки. При работе с данными учебниками уделяется большое внимание литературному образованию младших школьников.

На уроках литературного чтения создаюпроблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

Беседы-дискуссии учат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что у детей повышался интерес  после того, как им  самим приходилось  задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает  детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  устного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют  тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяется  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Любимой формой работы стало для детей создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения используем инсценирование отрывков из художественных произведений, элементы драматизации.

Использование музыкальных произведений на уроке литературного чтения является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.

Неоценима роль уроков внеклассного чтения для  расширения литературного образования, углубления читательской  культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

При формировании читательской компетентности необходимо создавать условия мотивации речи  для развития письменной связной речи. На уроках детям предлагаются задания творческого характера: написать реальные письма,    воспоминания, сочинять загадки и сказки, составлять для сверстников или малышей сборники кулинарных рецептов, полезных советов, записных книжек туристов и т. д.

Неотъемлемой частью учебного плана согласно ФГОС  является внеурочная деятельность. Например, рассмотрим одно из направлений внеурочной деятельности- « Моя семья» На занятиях провожу творческие конкурсы, демонстрирующие отношение учащихся к  истории своей семьи, знание истории.

        Часто использую исследовательскую деятельность, направленную на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, города.

Предлагаю формы работы, которые повышают интерес к чтению:

        Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

        Деловые игры;

        Беседы, диспуты, викторины;

        Исследовательская деятельность;

        Коллективные творческие дела;

        Смотры-конкурсы, выставки;

        Экскурсии, поездки, походы;

На наш взгляд  занятия каждого кружка способствует формированию читательской компетентности младших школьников.

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Заключение

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.

На уроках литературного чтения

  • использовать  всевозможные  методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
  • дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.

 Процесс приобщения учащихся к чтению,  воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению,  формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем  техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность.

 Нельзя не согласиться с  великим педагогом В.А. Сухомлинским что

«чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся  мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

«Формирование ИКТ- компетентности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»

Заочная региональная научно-практическая конференция «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, результаты»....

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...