«Формирование ИКТ- компетентности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»
статья на тему

Коробова Надежда Витальевна

Заочная региональная научно-практическая конференция

 «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, результаты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочная региональная научно-практическая конференция

 «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, результаты».

«Формирование ИКТ- компетентности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»

Коробова Надежда Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Малоархангельская средняя школа № 1»

2015 г

       Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения является системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

       Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. Первооткрывателем понятия деятельность (1927-1928 гг.) считают советского психолога Михаила Яковлевича Басова. М. Я. Басов  поставил вопрос о необходимости изучения деятельности и человека как деятеля: «… Психологическое исследование должно понять изучаемый организм – животного или человека – «как деятеля в окружающей среде, т. е. как он живет, какую активность обнаруживает в борьбе за свое существование, как применяется эта активность при том или ином изменении условий среды и пр. … » [1, с. 236]. Термин «деятельность» он переносит как на человека, так и на животного и на любой другой организм, и представляет его в виде структурной единицы поведенческого акта, который в свою очередь является результатом стимула и реакции, как своих «необходимых элементов и составных частей» [1, с.56].

          Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучение сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. 

        Согласно ФГОС, одним из компонентов основной образовательной программы основного общего образования является программа развития универсальных учебных действий, которая должна обеспечивать в том числе

«формирование  и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно- коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий(далее – ИКТ) и сети  Интернет» [2, с.30].

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Реализация программы формирования УУД – в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта считается приоритетным активное включение формирование ИКТ–компетентности. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Под «компетентностью» понимают готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. 
        Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

        В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе: 
1. Уроки и внеурочные занятия с мультимедийной поддержкой. 
2. Работа в виде участия в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, организую проектную деятельность. 
В своем классе, создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает оснащение класса. Мультимедийные уроки я провожу по всем предметам. Я расскажу об использование ИКТ на уроках и внеурочное время, и как идет формирование ИКТ – компетентности у учащихся. Так, например, на уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применялся при актуализации знаний. Здесь я использовала мультимедийный тренажер. Используя это на интерактивной доске дети подтверждают свои знания по теме и учатся работать с интерактивной доской. Надо вставить понятие о делении звуков в нужное место. При работе над следующей темой «Признаки предложения». Это был урок освоения новых знаний, на этапе работы по теме урока использовался материал с интерактивным средством. В рабочей тетради была предложена работа по определению признаков предложения. Учащиеся должны были выбрать эти признаки и материалом на доске при нажатие на цифру они подтверждали правильность своего выбора. Они познакомились с понятием «Предложение и его признаки». 

Широко применяю ИКТ на уроках развития речи: виртуальные экскурсии по выставкам и галереям, репродукции картин, биографии художников.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Создаваемые проекты могут быть разнообразными: исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. При реализации таких проектов следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.   Проекты выполняются в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами различные: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих. Когда проблема всего проекта сформулирована, определяются гипотезы её решения. После этого класс разбивается на группы, учитывая интересы детей, и учитель даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез. В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации: библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы.

              Проектную деятельность я организую на уроках литературного чтения. Дети дома готовят презентации в Power Point и на последнем уроке по теме они защищают свои проекты.

 Группа учащихся выполнили проект по теме «Моя малая Родина»», «Гениалогическое древо моего рода». Дети защитили проекты на межклассной  конференции, демонстрировали на выставке творческих работ во время проведения предметной недели начальной школы.

Формирование ИКТ - компетентности проходит и во внеурочное время. Работа проводилась дома и в классе. Здесь формировалась ИКТ компетентность в умении искать информацию в интернете.

Так по теме «Завязка, тайны искусства…» дети  готовили проект «Красавица осень», по теме «Идем по неведомым следам..» они готовили проект тема которого «Сказочный мир Шарля Перро». При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами. В первом классе широко использую материал с официального сайта Занкова «Проверь себя». [4 ] Здесь предлагается материал по многим темам, которые проходили мы на уроках литературного чтения. В рамках урока по работе над темой я предлагала работу по тренировочным тестам и в конце темы проходили итоговый тест. На ряду с предметами навыками находить рифму и выбирать олицетворение неживого у детей формируется и ИКТ - компетентность работы с компьютером и доской. 
Вместе с детьми делаем электронные выставки книг и иллюстраций к произведениям. 

Учащиеся моего класса принимают участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах. Обучающиеся 4 класса принимали участие в школьном туре предметных олимпиад, международной олимпиаде по русскому языку «Кириллица» ( 2, 3 место и сертификат участника). В 2014-15 учебном году проводился мониторинг ИКТ-компетентности

учащихся 4 «б» класса. В классе 18 человек. Обучающиеся получили следующие результаты:

Уровень

Кол-во учащихся

% от числа учащихся, выполнявших работу

базовый

3

17

повышенный

15

83

высокий

0

0

Вот такими методами и средствами я формирую ИКТ - компетентность учащихся своего класса. 

     Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его
прогрессивной методики обучения и развития учащихся.



Литература

  1. 1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975, 432 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2009
  3. ИКТ-компетентность: о Проекте «Разработка Инструмента оценки ИКТ-компетентности учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ictest.ru.
  4. http://www.zankov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...