Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Значение семьи в рассказе М. Зощенко «Ёлка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Цель: - Формирование семейных ценностей на материале рассказа М. Зощенко «Ёлка».

Обучающие получат возможность:  - научиться работать с текстом, определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь.

- отмечать в тексте средства художественной выразительности.

- соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основ иллюстраций,

- отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_chteniya_zoshchenko_elka.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

по литературному чтению

по теме:

«Значение семьи в рассказе М. Зощенко «Ёлка»

Учитель – Теплоухова Т. В.

2023 - 2024 уч. год

Тема урока: «Значение семьи в рассказе М. Зощенко «Ёлка»

Класс: 4 Б доп.  II отделение

Дата проведения: 09.02.2024

Цель: - Формирование семейных ценностей на материале рассказа М. Зощенко «Ёлка».

Планируемые результаты

Предметные

 Обучающие получат возможность:  - научиться работать с текстом, определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь.

- отмечать в тексте средства художественной выразительности.

- соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основ иллюстраций,

- отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Метапредметные

познавательные УУД:

- способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач,

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- овладение навыками построения речевого высказывания.

коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

регулятивные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- реализация сформированных умений и навыков в коммуникации.  

Коррекционно-развивающие

- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

4) формирование системы нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, возникающих в жизненных ситуациях, осмысление понятий «Семья», «гости», «правда» и «ложь»,

5) - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Межпредметные связи:  «Русский язык» -  темы «Составление связного текста. Согласование слов в предложении. Составление сложных предложений с союзными словами».   «Окружающий мир» - темы «Семья. Семейные традиции. Праздники».

Ресурсы занятия (оборудование): - тексты загадок (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ),  - таблички, карточки с заданиями, - иллюстрации к произведениям М. Зощенко,  - конфеты «Пастилки с яблоками и малиной», - презентация «Рассказ о писателе М. Зощенко и его произведении «Ёлка».

                Ход  урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

 

Организация

начала занятия

1. Приветствие

2. Мотивация на совместную деятельность

Побуждает к приветствию.

Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/ кохлеарного импланта.

Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на совместную деятельность.

- Приветствие.

- Задайте друг другу вопросы к началу урока.   - Какой сейчас урок?                

 Речевая зарядка.

Приветствуют учителя.

Сообщают учителю о готовности к занятию.  

Слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы ребят.

Ученики задают друг другу вопросы о занятии.     - Сейчас урок Чтения.

 - Я, ты, он, она,          

  Вместе целая страна,

  Вместе дружная семья,

  В слове «мы» сто тысяч «я». 

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ или слухозрительного восприятия. При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

I. Первый  этап

занятия

1. Самоопределение к учебной деятельности

Постановка учебной задачи

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы встретимся с братом и сестрой – мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.

 Однажды Минька и Лёля решили совершить кругосветное путешествие.

 - Какой рассказ Михаила Зощенко мы читали?

Мальчик Минька вырос и стал знаменитым писателем Михаилом Зощенко.

 - Прочитайте тему и план урока. 

Просит обучающихся определить тему и задачи урока.

  - Прочитайте план урока    

1. Мы будем: - составлять пословицы.

2.  Определять последовательность событий,  

     оценивать поступки героев.  

3.  Читать диалоги  

4. Определять главную мысль текста. 

Презентация 

Слушают учителя.

-  Великие путешественники.

- Рассказ Михаила Зощенко «Ёлка».

Читают план урока.

(отвечать на вопросы)  

Фронтальная работа

2. Актуализация полученных знаний.

 

- Пословицы  

2.1.   Мы уже начали читать рассказ.

- О чём говорится в рассказе?  

 Новый год мы празднуем всей семьей. Составьте и прочитайте пословицы о семье.

=  Составьте и прочитайте пословицы.

  Не нужен и клад,       когда в семье лад.  

  Вся семья вместе,          так и душа на месте.
  Семьей дорожить –        счастливым быть.
  При солнышке тепло,     при матери добро.
 - О  чём говориться в этих пословицах?

 - Вспомним, как готовились к празднику герои рассказа «Ёлка».

 - В рассказе говорится о том, как дети ждали весёлый праздник, гостей и подарки.  

Ученики читают и составляют пословицы.

В дружной семье        и в холод тепло.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Человек без друзей — что дерево без корней. 

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

II. Работа по теме урока.

2.1.  Повторное чтение и анализ произведения

Работа над содержанием текста

             Прочитайте 2 п. ПЛАНА

План: 2. Мы будем:  определять последовательность событий (отвечать на вопросы),

     оценивать поступки героев.  

2.1   Вспомните,  о чём мы уже прочитали.

 - Сколько лет было Миньке?  А сколько Лёле?

- Как отмечали новый год в их семье?

 

- Чем наряжали ёлку в то время?

- Что делали дети, когда оказались одни в праздничной комнате?

- Как поступили дети?

 

- Оцените поступки героев, дайте характеристику Лёле и Миньке.

  Заполните таблицу по тексту.

 Вывод по таблице:

 - Дети не думали о последствиях своих поступков, Лёля завидовала Миньке, была жадная. Не поделилась с братом пастилкой.  

    Презентация 

   Ученики - слушают рассказ учителя,  - смотрят презентацию,  - отвечают на вопросы учителя по презентации.

- Миньке было 5 лет, а Лёлё 7 лет.

- Наряжали елку, готовили подарки, приглашали гостей, устраивали праздник.

- Ёлку наряжали бусами, флажками, золотыми орехами, яблоками.

- Лёля предложила съесть пастилку.  Минька откусил яблоко. Он уронил стул на подарки.

- Дети поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях.

герой

Лёля

Минька

Возраст

7 лет

5 лет

Рост

высокая

Маленького роста

Характер

бойкая

тихий

Что могут достать?

Могла высоко достать пастилку

Ничего не мог достать, только яблоко

Поведение

Не думает о других, завидует брату, жадная.

Чуть не заревел

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

Физкультминутка 

Мир детства – самый лучший мир,    

Наивный, добрый и счастливый.  

Ребёнок хочет быть большим,

Стремиться жить во взрослом мире.  

Обучающиеся выполняют движения, совместно проговаривают текст  

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

2.2 Чтение диалога.

                  Прочитайте 3 п. ПЛАНА

План: 3.  Мы будем Читать диалоги.

  - Откройте учебник. Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос.

- Какие подарки приготовили родители для гостей?  Прочитайте. Кто будет читать за автора, а кто за маму?

- Что такое «угощение»?

  Посмотрите в словаре.

- Что мама хотела подарить Миньке?

- Что сделал Минька?  Прочитайте с. 52.

 Кто будет читать за Миньку? А кто за маму?

- Кто такой разбойник?

- Что сказала 3 - я  мама?

- Чему удивилась мама?

- У нас появился новый герой – папа.

Кто будет читать за папу?

 Работа с учебником.   + Презентация.

Ученики работают на карточках.

С. 51. – Ч. 3 Я хотел зареветь. ….

 До слов:  Я каждому буду давать игрушку и угощение.

 - Угощение – это вкусная, праздничная еда, сладости, фрукты.

- Мама хотела подарить Миньке паровозик. Но  теперь мама подарит его тому мальчику, которому она хотела дать обкусанное яблоко.  

С. 51 от слов: Ч. 4 И я рассердился  …. До: будет разбойник.

- Разбойник  - это человек, который промышляет разбоем, грабежом, здесь – хулиган, нарушает правила поведения.

С. 51 От слов: «И тогда еще одна… до: вошел наш папа.

- Мама удивилась тому, что дети остались одни.     С. 52 до: я отдам гостям.

3.  Определение главной мысли текста.    

 Рефлексия.

             Прочитайте 4 п. ПЛАНА

План 4. Мы будем Определять главную мысль текста. 

- Прочитайте, в каких словах отражен главный смысл рассказа?

- Кто такой добродушный?

- Добродушный, отзывчивый человек делится с другими.

- Вот и Минька хочет поделиться с вами пастилками.  Что  такое пастилки?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Читают.

- с. 53.  О слов: И за в се эти 35 лет …. До конца: я … веселый и добродушный.

- Добродушный – это человек добрый, открытый, отзывчивый – стремиться помочь людям, думать о других. 

- Это конфеты из пастилы, яблочного или фруктового пюре. Они не только вкусные, но и полезные.

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков). 

III. Организация окончания занятия

  Рефлексия учебной деятельности

- организация подведения итогов.

- Самооценка достижений обучающихся

- общая оценка учителя.

Подводит итог занятия с учетом плана деятельности.

Прочитайте  еще раз пословицы.
 - О  чём говориться в этих пословицах?

 - Почему не нужен клад, если в семье дружно?

- Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Берегите своих родных.

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии.

- Расскажите, как вы работали на уроке.

Как ты говорил, ты хорошо слушал?    

- Молодцы.

Отвечают на вопросы.

 Не нужен и клад,  когда в семье лад.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.
 Семьей дорожить –  счастливым быть.
 При солнышке тепло, при матери добро.

Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии.

- Я работал хорошо, отлично,

 - мне было трудно.  

- Я старался, внимательно слушал, правильно говорил. 

Фронтальная

Работа

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"

Презентация  урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс. М.Зощенко "Великие путешественники"

Данный урок представлен по УМК "Школа России", с описанием формируемых УУД на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной р...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пл...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умений анализировать текст, делить его на части; формирование навыков беглого чтения и правильн...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с произведением М.М. Зощенко ...