Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Вагнер Ирина Александровна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмов на формирование читательской грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Вагнер И.А.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмов на формирование читательской грамотности.

Задачи:

1) Создать условия для развития навыков выразительного чтения.

2) Формировать        умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

3) Содействовать расширению кругозора, словарного запаса.

4) Воспитывать любовь к природе, к животным.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Приёмы:  «Прогноз», «Синквейн», «Пять шляп».

Ход работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

 Приветствие.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

  1. Прозвенел долгожданный звонок.

Нас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.

Упражнение «Пёрышко».

- Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Упражнение «Стайка» (голосовая имитация).

- Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает.

3)Речевая разминка:

Утка моя, селезнюха моя,

не летай за реку,

не клюй песку,

не тупи носку!

Настраиваться на предстоящую работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Выполняют упражнения.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности

Коммуникативные: умение слушать и слышать, построение речевого высказывания в устной форме

Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации:

- Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»?

- Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться с произведением.

- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели?

-Прочитайте название.

Отвечают на вопросы.

 

Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, выполнение логических операций

Актуализация знаний

Технологический приём «Система вопросов»

Сегодня мы вновь встретимся с произведением  известного русского писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка. Попробуем уточнить, что мы уже знаем об этом авторе, ещё раз вспомним  известные нам тайны писательского мастерства и прежде всего то, как автор помогает читателю понять основную мысль и  настроение его произведения.

  - Вспомните, что мы знаем о самом писателе и его произведениях?  

- Что помогает  читателям  понять основную мысль произведения? (Заголовок; ключевые слова;  авторские слова, прямо выражающие основную, мысль текста, заключение в заголовке или концовке  произведения, например: «У страха глаза велики», «»Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»  и т.п.).

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о секретах  Д.Н.Мамина – Сибиряка?  Что нам предстоит ещё узнать?

Коммуникативные: умение слушать и слышать, построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, выполнение логических операций

Решение учебной задачи

Первичное восприятие текста (аудиозапись).

- Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии...» )

Виды работы с текстом:

«Жужжащее чтение». 

Чтение цепочкой по предложению.

Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).

- Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся).

- О чём с ужасом думала Серая Шейка?

- Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?

- Какой вы представили Лису?

- Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?

- Как вела себя Лиса?

- Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?

- Как бы вы чувствовали себя на её месте?

- Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?

- Можно ли их назвать друзьями? Почему?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: учет выделенных учителем ориентиров, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:  умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Закрепление

Характеристика персонажей прием «Пять шляп» 

Нужно описать персонажей с помощью текста в зависимости от цвета шляпы:

Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников  появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: осторожность и критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы.


Оранжевая  шляпа: требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?


Зеленая шляпа: креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Как можно ещё по- другому решить эту проблему?

Синяя шляпа: Выводы, обобщение, размышления, управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Выполняют задания.

Описывают персонажей.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Регулятивные: учет выделенных учителем ориентиров, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Рефлексия

Приём синквейн

Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.

- Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)

- Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.

Фронтальный опрос.
- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей). 
- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания? 
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

Выполняют задание.

Серая Шейка

Бедная, одинокая

Скучает, плавает, боится

Как-нибудь, милая, пробьёшься

Калека

Лиса

Хитрая, бессовестная

Крадётся, ждёт, тревожит

Тёплая старухе шуба будет

Плутовка

Заяц

Беззащитный, робкий

Возмущается, боится, беспокоится

Друг познаётся в беде

Косой

Личностные: оценка и взаимооценка

Регулятивные:умение соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, корректировать выполнение задания в дальнейшем, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»

На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...