Технологическая карта по литературе по теме: "Федина задача" (3 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 3 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гилязова Элина Руслановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «Федина задача»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Учиться анализировать и выделять главную мысль произведения.

2. Учиться составлять характеристику героев произведения.

3. Учиться способам определения значений новых слов.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России», учебник Литературного чтения: 3 кл. 2ч.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.04.2024

Школа: МАОУ «Краснооктябрьская СОШ»

Класс:

Урок: 2

Время: 14:00-14:40  Кабинет: 1

Студент: Гилязова Элина Руслановна

Группа: 45

Учитель: Магафурова Гульсум Макиновна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «Федина задача»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Учиться анализировать и выделять главную мысль произведения.

2. Учиться составлять характеристику героев произведения.

3. Учиться способам определения значений новых слов.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России», учебник Литературного чтения: 3 кл. 2ч.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элина Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Посмотрите внимательно на свои парты, надо, чтобы у вас не лежало ничего лишнего.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Давайте посмотрим какой ряд сядет тише остальных. Как мышки садится первый ряд. Еще тише должен сесть второй ряд. И тихо садится третий.

- Обратите внимание на карточки на ваших партах. Это оценочный лист. После каждого выполненного задания вы будете указывать успешность выполнения.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте

Организуют рабочее место

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, индивидуальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

- Для того, чтобы наш урок прошел хорошо, нужно сначала выполнить упражнение.

- У вас на партах лежат листы с чистоговорками. Давайте прочитаем их хором.

Ма-ма-ма – на дворе зима.

Ом-ом-ом – слепим снежный дом.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

- Первый ряд прочитает первую чистоговорку с вопросительной интонацией.

- Второй ряд прочитает следующую чистоговорку с радостью.

- Третий ряд прочитает чистоговорку с удивлением.

- Все молодцы!

 

Выполняют задание

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока.

- Посмотрите внимательно на экран. Чей портрет вы видите?

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно решить анаграмму. Для этого надо поставить буквы в правильном порядке.

Ачадаз анидеф

- Итак, что у вас получилось?

- Молодцы! Давайте сформулируем тему урока.

- Правильно. Какую цель мы сегодня себе поставим?

- Какие задачи мы поставим на урок?

Прочитать…

Охарактеризовать…

Поразмышлять…

- Верно. Давайте проверим какие задачи мы поставили на урок. Прочитайте их.

- Я желаю вам успешной работы на уроке.

- Поставьте себе баллы в листе самооценивания.

- Н.Н. Носова

-Федина задача

- Н.Н. Носов «Федина задача»

- Познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»

- Прочитать рассказ и выделить главную мысль.

Охарактеризовать героев произведения.

Поразмышлять о прочитанном.

К:

- участие в учебном диалоге;

-формулирование ответов;

- построение речевых высказываний.

П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал

Форма контроля: внешний контроль

1.Организовывает «открытие»  новых знаний.

- Сегодня мы поработаем с произведением Н.Н. Носова «Федина задача». Но прежде, чем начать работать над произведением, давайте вспомним, с какими его произведениями уже знакомились ранее.

- Хорошо, давайте прочитаем название рассказа.

- Обратите внимание на слайд. Вы могли бы сравнить название рассказа и действия, происходящие на картинках?

- Как вы думаете, о чем произведение «Федина задача»?

- Во время работы над произведением, мы с вами узнаем, верны ли были наши предположения.

- -Когда мы будем читать произведение, вам попадутся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

- Сейчас мы прослушаем аудиорассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.

1) Воспроизведение 1 части аудиорассказа (до слов: "и сел за стол … ").

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - Поднимите руки.

2) Воспроизведение 2 части аудиорассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

-«Затейники», «Живая шляпа», «На горке»

- Да, и на картинках, и в названии произведения есть «Федя и задачи»

О том, как Федя решает задачу.

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая.

Репродуктор-Устройство для громкого воспроизведения звука

- Читают и анализируют 1 часть.

- С катка.

- Может быть сестра, брат.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку.

- Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Поднимают руки.

- Читают и анализируют 2 часть.

- Делает сразу несколько дел.

- Предполагают.

- Читают и анализируют 3 часть.

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

- Предположения детей.

- Пошёл к другу.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентацияФорма контроля: внешний контроль

1.Повторение материала.

 -Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Прочитайте пословицу на слайде.

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

- Как вы её понимаете?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

- Отвечают на вопросы.

- Читают пословицу.

- Если делать 2 дела одновременно, не получится сделать качественно ни одного.

- Да.

- Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине дел

К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физкультминутка (1 мин)

Динамическая пауза

- Давайте отдохнем, все встаем, отходим от парт. Я буду читать вам высказывания. Если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.

•        Когда садишься делать уроки, нужно по-громче включить телевизор.

•        При чтении задачи не нужно слушать песни.

•        Кроме тетрадей на столе должен лежать мяч.

•        Нужно решать задачу, пока её не решишь до конца.

•        Если не получается решить задачу можно попросить помочь друга.

Не надо делать домашнее задание дома, можно списать у друга в школе.

Выполняют движения

- Топают.

- Хлопают.

- Топают.

- Хлопают.

- Хлопают.

- Топают.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Проверка готовности

- Посмотрите на слайд. Что вы увидели?

Из репродуктора послышались звуки рояля.

Дома никого не было.

Он отрегулировал репродуктор.

Пойду лучше к Юре Сорокину.

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

- Верно. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр в тетради.

- Сверьте с экраном. У кого все верно, поставьте знак +.

- Цитатный план.

- 2, 3, 1, 5, 4.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П: ориентироваться на разнообразие способов задач.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

Математический диктант (в парах)

Сколько мелодий прослушал Федя?

Сколько задач прочитал Федя?

Сколько раз Федя прочитал задачу?

Сколько раз звучало слово «колокольчик ?

- 6.

- 2.

- 5

- 2.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Чему вас научил рассказ?

- Домашнее задание: сочинить рассказ «Федя у друга».

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха.

1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ.

2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа.

3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок.

- Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3?

Спасибо за урок!

- Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача»

- Да.

- Обдумывать свои действия.

- Записывают домашнее задание.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

П: работать по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Речевая разминка Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

Слайд 3

Ачадаз анидеф

Слайд 4

Тема: Николай Носов «Федина задача» Цель: познакомиться с жизнью и творчеством Н. Носова и его произведением «Федина задача».

Слайд 5

10 ноября 1908 г. – 26 июля 1976 г.

Слайд 6

НИКОЛАЙ НОСОВ Николай Носов –русский советский прозаик, драматург, все произведения для детей. Николай Носов - придумал Незнайку и поселил вместе с другими коротышками в Цветочном городе.

Слайд 7

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певица. Родился Николай Носов в Киеве

Слайд 8

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназии увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством.

Слайд 9

Был газетным торговцем, землекопом, в 1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии.

Слайд 10

В 1932–1951 – режиссер-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в т.ч. для Красной Армии, заслужив этим в 1943 орден Красной Звезды) фильмов.

Слайд 11

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Слайд 12

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году в журнале «Мурзилка».

Слайд 13

Носов ввел в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Слайд 15

Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Слайд 16

Экранизация произведений Н.Носова

Слайд 17

Николай Носов

Слайд 18

Рокочущим басом – низким мужским голосом Титулярный советник – гражданский чин 9 класса Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. Борзая – быстрая. Репродуктор- устройство для громкого воспроизведения звука.

Слайд 19

Из репродуктора послышались звуки рояля. Дома никого не было. Он отрегулировал репродуктор. Пойду лучше к Юре Сорокину. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

Слайд 20

Проверь себя! 2, 3, 1, 5, 4

Слайд 21

Сочинить рассказ «Федя у друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 4 класс

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучен...

Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого в редакции 2019-2020 года

Учебники по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого до 2018 года отличаются от новой редакции 2019-2020. Планирование составлено на 102 часа в соответствии с учебником 2020 года....

Технологическая карта по математике по теме: "Величины" (2 кл.) «Школа России», учебник Математики: 2 класс.: М. И. Моро – М.: Просвещение – Ч.2.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; Задачи урокаПланиру...