Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
статья по чтению

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а также умение анализировать и синтезировать информацию.

Для развития читательской грамотности необходимо:

  • регулярно читать разнообразные тексты;

  • стремиться к пониманию прочитанного;

  • обращать внимание на новые слова и пополнять свой словарный запас;

  • практиковать чтение вслух или с другими людьми, обсуждать прочитанное и задавать вопросы, чтобы закрепить понимание текста.

Читательская грамотность может быть оценена с помощью специальных тестов или заданий, которые измеряют уровень владения навыками чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskoy.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности в начальной школе,

как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Теоретический материал.

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность- умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Научное понятие «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень ее сформированности является показателем качества образования на всех уровнях – от школьного до государственного.

Существует три определения функциональной грамотности:

- совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем;

- способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;

- способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая занимает особое место. Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее и использовать при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Это базовый навык функциональной грамотности.

Чтение – это искусство, важное и трудное искусство. Слова Гете стали истинными: "Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели".

Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством информации. Далеко не всегда получается правильно понять смысл услышанного и увиденного. Почему так происходит?

С детства мы знаем, что очень важно научиться читать и писать. Но в современном мире этих навыков уже недостаточно. Для успешного функционирования в современном информационном обществе ребенку необходимо за время учебы в школе обрести функциональную грамотность, в которую входят следующие навыки:

- критически относиться к информации;

- рассуждать логически;

- давать оценку различных ситуаций;

- использовать полученные знания на практике.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Читательская грамотность – это основа для движения по жизненной лестнице знаний, доступ к мировой системе знаний человечества. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Разумеется, тексты, предлагаемые детям в начальной школе, не должны охватывать много понятий и образов, которые находятся далеко за пределами их интересов и жизненного опыта, так как это может снизить интерес к чтению.

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом – пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Задания для формирования компонентов функциональной грамотности.

В своей работе для развития навыка чтения у младших школьников я использую определенные упражнения, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:

Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

- В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: В каждой строчке найди 5

словркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявапро

апельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафымячвапрокл

юшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпрол

Начиная со 2 класса задание усложняется:

- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов)

НаполянувышлилосихаслосѐнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери

ГолодноихолодноимзимойПустокругом

-Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

- Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.

-Прием «Реставрация текста».Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы) .Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».

Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается использование приёмов технологии критического мышления и электронно-образовательных ресурсов, направленных на формирование читательской грамотности на примере работы с текстом...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Развитие читательской грамотности в начальной школе с применением современных технологий .

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе....