РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Матросова Маргарита Петровна

В статье рассматривается использование приёмов технологии критического мышления и электронно-образовательных ресурсов, направленных на формирование читательской грамотности на примере работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ

 ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор М.П. Матросова - учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №85», г. Кемерово

Краткая аннотация статьи.

В статье рассматривается использование приёмов технологии критического мышления и электронно-образовательных ресурсов, направленных на формирование читательской грамотности на примере работы с текстом.

Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [1] Базовый навык функциональной грамотности - читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Одно из основных направлений в развитии читательской грамотности уделяется работе с текстом. По итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации в форме ВПР в начальной школе или ОГЭ в основной школе работа с текстом вызывает у учащихся затруднения. Учащиеся не умеют в полной мере использовать информацию в тексте, интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать идеи текста. В соответствии с планируемыми результатами ФГОС смысловое чтение и работа с текстом выделяют отдельным умением в разделе метапредметных результатов.

Работа с текстом включает:

  1. Поиск информации и понимание прочитанного.
  2. Преобразование и интерпретация информации.
  3. Оценка информации.

Для формирования умения искать информацию и понимать прочитанное используются различные приёмы.

На первом этапе чтения текста формируется умение определять идею автора – тему и главную мысль текста, стиль литературного языка, тип текста, жанр произведения.

В первом классе происходит знакомство с текстом как одной из единиц языка, умение его различать среди набора предложений. Упражнения, направленные на формирование знания и понимания текста:

-деформированный текст;

-восстанови последовательность событий;

-по названию и иллюстрациям к тексту, предположи тему текста и главных героев;

-закончи текст;

-задай вопросы автору или героям рассказа;

-сделай иллюстративный или словесный план к тексту.

Начиная со второго класса для понимания, объяснения содержания прочитанного необходимы сведения о писателях и поэтах, поэтому организуется работа с дополнительным материалом из библиотек и ресурсов интернета. Учащиеся пытаются объяснить особенности выбора темы произведений, жанров с точки зрения биографии писателя. К. Паустовский, Н.Сладков и В.Бианки – ценители природы, обладающие неповторимой внимательностью и любовью ко всему живому, поэтому их рассказы посвящены природе. И.А.Крылов с детства был знаком с баснями Эзопа, они привлекали его внимание, поэтому его жанр произведений – это басни.

Большое разнообразие интерактивных заданий в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет получить информацию о писателях, жанрах литературных произведений; выполнить практические действия на соотнесение, установление последовательности, а также провести контроль в индивидуальной форме.

В третьем-четвёртом классах для знакомства с жанрами художественных произведений используется ресурс интерактивная схема «Стихи, проза, драма» [3]. Учащиеся узнают, что поэзию составляют сюжетные стихи и лирические стихи, драматические произведения состоят из пьесы-сказки, драмы, комедии, а проза из сказок, повестей и рассказов.

Цифровые ресурсы помогают провести в интерактивной форме упражнения, направленные на соотнесение автора с тематикой его произведения «Кто, о чем пишет», определение понятий и практическое применение знаний «Различай пролог и эпилог»..Задание на «узнавание» детских писателей по их портретам. Определение последовательности возникновения памятников письменности, установление различий поучения и светского рассказа

Интерактивные задания для индивидуальной работы «Новый жанр – басня», составление пазлов к басням И.А. Крылова, разгадывание кроссворда «Кто лишний», определение и упражнение в определении произведений литературы «Что такое детская литература».

Для закрепления особенностей сказки и умение ее отличать от других жанров используется ресурс «Сказочная и фантастическая повести». Особый интерес представляют ресурсы: «История возникновения книги», «Что ты знаешь о С.Я. Маршаке?» и т.д.

В начальных классах для развития читательских действий, таких как поиск нужной информации, необходимой для решения практической или учебной задачи используется одна из интерактивных педагогических технологий - технология развития критического мышления. Она направлена на совместную деятельность учителя и учащихся, наличие свободы в выборе точек зрения [4].

Игра «Верите ли вы?» Правила игры – на листочках учащиеся ставят знаки.  Если верное утверждение, то знак «+», если нет, то «-». Данный прием предназначен для индивидуальной работы учащихся и для работы в группах.

При знакомстве с творчеством А С. Пушкина, с его произведениями учащиеся на листочках дают ответы на вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы?».

-Верите ли вы, что А.С.Пушкин родился в мае 1799 года в Петербурге?

-Верите ли вы, что по всей России именем Пушкина названы улицы, дворцы, площади, города и музеи?

-Верите ли вы, что в Аддис-Абебе установлен памятник А.С.Пушкину?

-Верите ли вы, что имя Балда подчёркивает недюжинную силу?

-Верите ли вы, что «Сказка о царе Салтане…» содержит идею об идеальном островном государстве?

-Верите ли вы что «Сказка о рыбаке и рыбке» напоминает притчу?

Данная игра организуется перед чтением произведения и после знакомства с текстом, что позволяет учащимся уточнить, расширить свои знания или убедиться в правильности своих суждений.

На уроках литературного чтения проводится работа с текстом как единицей языка. На отдельных листах даётся текст с вопросами и заданиями. На основе работы с текстом учащиеся учатся извлекать информацию и обрабатывать её. Вопросы и задания способствуют понимать прочитанный текст. Обязательны вопросы на определение темы и главной мысли произведения. Вопросы составляются с учётом стилистических и художественных особенностей. Возможно, составление заданий разного уровня, от вопросов с выбором ответа до творческих заданий. Задания на установление соответствия частей текста, имени героя и его характеристики, слова и его толкования, восстановление последовательности частей текста. Продуктивны задания на выделение причин и подтверждение их чтением отрывков из текста. Для понимания прочитанного используется задание на подбор пословиц соответствующих главной мысли текста.

Работа с текстом позволяет развивать речевое внимание к языковой стороне текста. Начиная с первого класса, ребята узнают художественные приёмы, которые использует автор, учатся выделять и находить их.

Таким образом, на уровне понимания и применения информации на основе работы с текстом у младшего школьника формируются умения определять тему и основную мысль текста, отличать основную информацию от второстепенной, быстро просматривать текст, отбирать нужную информацию. На основе систематической работы с текстом, разнообразных приемов и ресурсов у детей формируется положительное отношение к чтению, умение читать осознанно и развивается познавательная активность.

Для развития читательских действий, таких как преобразование и интерпретация информации используются приёмы технологии развития критического мышления.

Кластер «гроздь» Работая над научно-познавательным или художественным текстом, у учащихся формируется умение выделять объект познания и представлять его в виде грозди. Данный прием позволит представить информацию выделить смысловые единицы текста и графически представить в виде грозди. Кластер как графическое изображение основных частей текста помогает при сжатом или подробном пересказе текста.

Произведение Н.Носова «Карасик»:

Поступок Виталика

Виталик     Сережа     Мама

Карасик             Мурзик           Свисток

Моральный выбор     Переживания героя      Осознание  и раскаяние

Текст по материалам энциклопедии «Хочу всё знать»:

Воздух

Не имеет цвета.      Нет запаха.        Смесь газов.

Азот   Кислород   Углекислый газ   Пар

Можем ощущать.      Дует ветер.       В комнате 45кг.      Распространяет звук.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте возможно при использовании приема «Инсерт» - чтение текста с маркировкой. Данный вид учебного действия требует от учащихся усиление мыслительной деятельности, т.к. необходимо анализировать прочитанную информацию.

«V» - уже знал,

«+» - новое для меня,

«-» - думал иначе,

«?» - не понял, есть вопрос.

«Инсерт» эффективен при знакомстве с текстами различных стилей. При знакомстве с произведением К.Паустовского «Барсучий нос» и научно-познавательной статьи «Барсук» учащиеся проводят маркировку текстов, выделяя знакомую и новую информацию, сопоставляют и сравнивают информацию, делают обобщения. Сравнительный анализ произведений, с целью поиска информации и понимания прочитанного строится по произведениям В. Бианки «Приключения Муравьишки» и О. Полонского «Муравьиное царство».

«Бортовой журнал» - блокнот, тетрадь для ведения записей. В «бортовой журнал» делаются выписки из прочитанных текстов для дальнейшего их использования в написании сочинений или создания сообщений. В журнал записываются мораль из басен, фразеологизмы, высказывания писателей и поэтов.

Большую роль в преобразовании и интерпретации информации отводится работе по вопросам к тексту. Умение самому сформулировать и задать вопрос по содержанию текста требует от учащихся собственного интеллектуального опыта. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов организуется на стадии осмысления текста. По ходу чтения, слушания учащиеся формулируют и записывают вопросы. На стадии рефлексии приём позволит понять уровень понимания прочитанного. Таблица вопросов состоит из двух блоков: в левой части фиксируются простые «тонкие» вопросы, ответы на которые есть в явном виде в тексте, в правой части таблицы – вопросы, требующие рассуждения и размышления.

Умение преобразовать информацию требует от учащихся активную мыслительную деятельность. После чтения и понимания прочитанного, этап преобразования информации позволяет развивать творческую деятельность учащихся.

Задания для преобразования информации:

- придумай другую концовку к произведению;

- добавь одного героя и объясни его необходимость, чем он может помочь главному герою;

- сохраняя главных героев, придумай новый сюжет, что могло случиться иначе;

- дай совет или задай вопрос главному герою произведения;

- пересказ от имени одного из героев рассказа;

Для преобразования и интерпретации информации эффективно использовать схемы построения сюжета. Актуален этот вид работы при изучении сказок. Сказку «Летучий корабль» третьеклассники представили в виде грозди. Данная схема помогла главную мысль перенести на отношения между людьми, если человек делает добро и уважает старших, то может достичь успеха.

Работая с текстом, учащиеся могут рассматривать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Для этого необходимо принять не только позицию автора или главного героя, но и позицию второстепенных или отрицательных героев. Тогда путём рассуждений ребёнок попытается понять причины и поступки героев.

Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации в виде схем, рисунков, умение интерпретировать текст через сравнение и противопоставления в тексте информации позволяет чтению стать смысловым. Учащиеся учатся критически мыслить, воспринимать полученную информацию.

Оценка информации

В большом потоке информации, которая увеличивается с каждым днём необходимо уметь оценивать ее и понимать, полезна она или нет. Оценка информации на начальном этапе перерабатывается с точки зрения важности, точности и значимости.

В процессе оценивания информации учащиеся выполняют следующие учебные действия:

-формулируют тезисы к тексту;

-оценивают содержание с точки зрения языковых особенностей и структуры текста;

-определяют место и роль иллюстраций в тексте;

-определяют достоверность или противоречия фактов с помощью дополнительного материала;

- свободные задания с открытыми ответами;

- задания, требующие формулировки и аргументации собственного мнения.

Работая с текстом, учащиеся составляют отзывы о прочитанном. Они указывают информацию о произведении и высказывают свою точку зрения.

Синквейн позволяет с помощью короткого произведения, охарактеризовать предмет (тему из пяти строк, которые пишется по определённому плану)

Произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»:

1. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

2. Беззащитная, хитрая.

3. Осталась, боялась, спасли.

4. Спасение приходит  совсем неожиданно.

5. Доброта.

Для формирования оценки информации учащиеся выражают своё отношение к позиции автора или героя, обосновывают своё мнение, определяют, как автор относится к своему герою, читают подтверждения из текста. Для выражения своего отношения учащиеся выделяют отрывок или предложение, которое удивило больше всего, обосновывают свой ответ.

Для формирования умения оценивать информацию используется задание на составление отзыва по прочитанному произведению. В 1-2 классах дети дают устную оценку поступкам героев, высказывают своё мнение, объясняют, чему учит рассказ, что понравилось в произведении. В 3 классе дети начинают выполнять отзыв в письменной форме, работая по плану. Даётся определение понятию отзыв, как о суждении о прочитанной книге, произведению, содержащее оценку поступков и происходящих событий. В 4 классе учащиеся пишут мини-сочинения, делают рассуждения о прочитанном произведении. На уроках литературного чтения ребята составляют в устной форме характеристики героев, оценивают их поступки, обсуждают с друзьями какие черты характера ценят в людях.

Умение оценивать информацию, вычленять актуальную, необходимую от лишней, позволит учащимся критически относиться к огромному потоку информации в современном мире. Оценку информации, возможно, совершить на основе знаний, т.к. требуется оценить идеи текста на основе собственных знаний, информации из дополнительных источников или основываясь на собственном житейском опыте.

Таким образом, смысловое чтение и работа с текстом как основа функциональной грамотности закладывается в начальной школе. Использование педагогических технологий и большого разнообразия цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать чтение как средство решения необходимых задач.

На этапе начальной школы формируется способность использовать навыки чтения и письма, в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. На современном этапе умение работать с информацией, критически оценивать ее является одним из условий развития успешной социализации.

Литература

  1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342  
  2. Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС. Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/
  4. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С. И. ЗаирБек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. — 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...