Методическая разработка Утренник «Брянский фольклор в годы Великой Отечественной войны»
презентация к уроку (3 класс)

ЗНАЧКОВА ТАТЬЯНА СТЕПАНОВНА

Цель: воспитывать гордость за свое Отечество, любовь к русскому народу, интерес к его культуре, языку, традициям и обычаям, историческому и литературному наследию.

Задачи:

  • способствовать формированию чувства гордости за отечественную историю, народных героев, их боевые заслуги, уважения к воинам-защитникам, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны;
  • сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • развивать эстетический вкус, творческие и организаторские способности;
  •  изучать литературное наследие, использовать краеведческие материалы;
  •   формировать самостоятельность, инициативность школьников;
  • побудить школьников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, села, страны

 

Оформление зала: выставка детских рисунков «Война и мир глазами детей»,  плакаты о войне и Победе; красочно оформленные детьми на отдельных листах пословицы о войне.

Пословицы

Повадился фашист на Советы ходить – тут ему и голову сложить.

Бей фашиста не в бровь, а в глаз – таков народа наказ.

Немец боек, а русский стоек.

Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.

Не только штык, но и колос врага колет.

Трактор в поле, что танк в бою.

И русский говорит «гут», когда немцев бьют.

За наше жито много врагов побито.

Пришел незваным – ушел драным.

Учитель: Сегодня мы проводим утренник, посвященный знаменательной дате – 75- летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Утренник

«Брянский фольклор в годы Великой Отечественной войны»

Разработала

 Значкова Татьяна Степановна,

 учитель начальных классов

 МБОУ Дубровская СОШ им. Н.П.Сергеенко

 Суражского района Брянской области

с. Дубровка

2019-2020 уч.год

Цель: воспитывать гордость за свое Отечество, любовь к русскому народу, интерес к его культуре, языку, традициям и обычаям, историческому и литературному наследию.

Задачи:

  • способствовать формированию чувства гордости за отечественную историю, народных героев, их боевые заслуги, уважения к воинам-защитникам, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны;
  • сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • развивать эстетический вкус, творческие и организаторские способности;
  •  изучать литературное наследие, использовать краеведческие материалы;
  •   формировать самостоятельность, инициативность школьников;
  • побудить школьников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, села, страны

Оформление зала: выставка детских рисунков «Война и мир глазами детей»,  плакаты о войне и Победе; красочно оформленные детьми на отдельных листах пословицы о войне.

Пословицы

Повадился фашист на Советы ходить – тут ему и голову сложить.

Бей фашиста не в бровь, а в глаз – таков народа наказ.

Немец боек, а русский стоек.

Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.

Не только штык, но и колос врага колет.

Трактор в поле, что танк в бою.

И русский говорит «гут», когда немцев бьют.

За наше жито много врагов побито.

Пришел незваным – ушел драным.

Учитель: Сегодня мы проводим утренник, посвященный знаменательной дате – 75- летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Брянщина… Исконно русские места. Древние славяне отражали натиск половцев и татар, шведских магнатов, польских и литовских панов, французских и немецких захватчиков. В суровые годы Великой отечественной войны брянские леса стали могилой для сотен тысяч врагов и надежным укрытием для партизан.Никакой враг не сломил русский народ потому, что он бил врага не только оружием, а и словом, стихами и песнями.   Война вызвала мощный поток патриотической народной поэзии, она поднимала людей на защиту Отечества, помогала выстоять, пережить тяжкие испытания и на фронте, и в тылу.

1-й ученик: Немцу трепку под Москвой

                      Дали в назиданье.

                       Удирает он домой,

                        На лице страданье.

2-й ученик: Далеко немецкий край

                     Погляди, послушай.

                      Фюрер, где ты? Выручай!

 Насмерть бьет «катюша».

3-й ученик: Возвращаться им домой

                      Было бы приятно,

                       Только ноги, как на грех,

                        Не несут обратно!

Учитель: Эти стихи сочинил наш народ. Родители научили своих детей, а те, быстро запомнив их, бегали по улицам, играли в войну и громко читали друг другу, бабушкам и дедушкам.

Первые бои, оборона Москвы и Ленинграда, великая Сталинградская битва дали нашему народу богатейший материал для создания героических сказок. Вот одну из них рассказывала жительница нашего села Гуня Клавдия Афанасьевна. Она называлась «Гибель коршуна», где в аллегорической форме изображается неизбежная гибель фашистских армий, пришедших на нашу землю.

1-й ученик: Задумал однажды кровожадный коршун разорить гнездо соколиное. Защелкал он своим кривым клювом, зашипел по-змеиному, глаза кровью налились. Тяжело поднялся он с костей растерзанной им добычи и, свистя тугими крыльями, полетел ко гнезду сокола…

2-й ученик: Но не удалось сделать ему свое разбойничье дело. Славный сокол с быстротой молнии взмыл в воздух и набросился на своего врага. Он разорвал тугие крылья коршуна, расклевал его поганую голову. Тут и погиб жадный хищник…

3-й ученик: То же будет и с поганым иродом – коршуном Гитлером. На спасение нашей Родины поднялись наши дети, внуки, отцы – храбрые соколы.

Учитель:А сколько народных песен сложил нашнарод о войне! Они вдохновляли бойцов на подвиги.

Группа ребят исполняют песню.

 Товарищи, дружно, рубеж не сдавай,

             Горячее время настало.

             Немало боев им пришлось испытать,

             Такого еще не бывало.

Рвутся снаряды и танки гремят,

Над нами стервятники вьются,

Но мы порешили – ни шагу назад,

Фашисты сюда не прорвутся.

              Мы помним святую присягу свою,

                За нами друзья и родные.

И в этом, быть может, последнем бою,

                Мы будем стоять, как стальные.

Над Родиной песня, как птица, лети

И гордо скажи нашим людям:

Пока мы живые – врагу не пройти,

Помрем, но победу добудем.

Учитель: А вот как провожала мать на войну своего сына.

Инсценирование стихотворения.

Ученик: Провожала сына мать-

Сына – сокола.

Удалого молодца

Черноокого.

На прощанье – дорог час…

Мать волнуется:

Ученица: «Дай тобою хоть сейчас

Полюбуюсь я.

Вырос крепкий, всем скажу,

Грудь могучая!

В сердце ненависть к врагу

Бьет кипучая.

За родимые поля,

Степь привольную

Покажи себя в боях

Храбрым воином.

А отслужишь – приходи,

Приму родного,

Со звездою на груди, с красным орденом.»

Учитель: В годы войны в городах и селах нашей Брянщины звучал фольклор, созданный на фронте, особенно фронтовые песни. Они разносились различными путями – пели в госпиталях, пели демобилизованные в вагонах поездов. Послушайте одну такую песню. Она называется «Герой танкист».

Поют Романенко Александр и Прохоренко Иван.

Раскинулось поле широко,

Весь мир закрывая собой,

Грохочет над полем жестокий

Последний решительный бой.

        Гвардейское красное знамя

         К победе танкиста ведет,

        Лихими стальными рядами

         Идем мы бесстрашно вперед.

Не раз попадала болванка,

Не раз обжигал нас термит.

Не раз у любимого танка

Был люк нашей кровью облит…

           Не будет на свете пожарищ,

            Затихнет грохочущий бой.

            На праздник победы, товарищ,

             Мы в танковых шлемах придем.

Учитель: Много было сложено песен о партизанах. Песни эти тихие, грустные, лирические. В них пелось  о подвиге партизан, о постоянной опасности, которой они подвергались.

Группа ребят инсценируют песню «На опушке леса…».

На опушке леса старый дуб стоит,

А под этим дубом партизан лежит.

Он лежит, не дышит, он как будто спит,

Золотые кудри ветер шевелит.

        Около могилы мать его стоит,

        Слезы проливая, сыну говорит:

      «Я тебя родила, я и сберегла,

        А теперь могила будет здесь твоя.

Ты когда родился, батька немцев бил,

Где-то под Смоленском голову сложил.

Я вдовой осталась, пятеро детей –

Ты был самый младший, милый мой Андрей.

        И фашистских гадов ты не мало бил,

      Орден со звездою на груди носил.

       Ой, скажи словечко матери своей,

       Ой, болит сердечко по тебе, Андрей!»

Позади старушки слушал командир,

Ласковое слово ей проговорил:

«Ты не плачь, родная, он героем пал».

И с земли старушку тихо приподнял.

На опушке леса старый дуб стоит,

А под этим дубом партизан лежит.

            За страну родную пал он не один,

             А фашистским гадам крепко отомстил.

Учитель: В годы войны одним из ведущих жанров фольклора бала частушка. С глубоким лиризмом в частушках рассказывалось о постоянной заботе и помощи нашего народа армии, об испытаниях, которым был подвержен боец на фронте, а больше всего о его мужестве, храбрости, непоколебимой вере в победу.

Частушки исполняют учащиеся 3-го класса.

Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим.

И на море, и на суше

Разобьем и разгромим.

           Наши танки в бой несутся,

            Содрогается земля.

            Пусть не зарятся фашисты

            На колхозные поля.

Мать сыночка провожала

И такой наказ дала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла!»

              Моросят дожди косые

              На берлинском на пути.

               Лучше матушки-России

              В мире края не найти!

Учитель: Фронтовики, вернувшись в родные края, стремились сохранить свои песни военной поры. Они пели их группами и по одиночке. Песни подхватывали дети. Так от поколения к поколению передавался народный фольклор. И по сей день звучат песни военной поры на нашей Брянской земле, в нашем родном селе Дубровка Суражского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...

Методическая разработка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий смотра художественной самодеятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г....

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Викторина "Наша страна в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны"

Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны...

Школьные годы в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора...

Методическая разработка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «По страницам военного альбома»

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну, единения с людьми в борьбе за мир....

Экскурсия в Краеведческий музей «Великие Луки в годы Великой Отечественной войны»

Экскурсия в Краеведческий музей«Великие Луки в годы Великой Отечественной войны»Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны, в истории древнего русского города...