Использование дистанционных технологий в работе учителя-логопеда.
статья

Дистанционные технологии образовательного процесса представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дистанционных технологий

в работе учителя-логопеда.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от педагога в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий. Появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует возможность взаимного общения детей в рамках тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

Использование возможностей дистанционного обучения позволяет учителю-логопеду учитывать индивидуальный темп работы над заданиями обучающихся с ОВЗ, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося определяются индивидуально на основании действующей нормативно-правовой базы и рекомендаций всех специалистов, что позволяет в полной мере осуществить соблюдение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.

При организации дистанционного обучения учителю-логопеду необходимо ориентироваться не только на особенности речевой сферы обучающихся с ОВЗ (особенности психических процессов, общего и речевого поведения), но и учитывать трудности учащихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключения внимания. Для дистанционной работы у учащегося должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (трудности возникают у детей с СДВГ). Он должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушением эмоционально-волевой сферы, особенно с РАС. В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родители становятся помощниками учителю-логопеду и наставниками своим детям.

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, логопед не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия, обеспечить присутствие ребенка на занятии и выполнение им заданий. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит работа с родителями. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.

Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видео трансляции, видео конференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы (Skype, Viber, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom). Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения (Приложение 1), без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, логопед может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.

Реализация такого принципа построения дистанционных занятий позволяет широко варьировать продолжительность урока, используя перерывы между его частями и определяя обязательную длительность только коррекционной части. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации и поддержания внимания ребенка. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. При этом длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СанПиН.

Основные формы дистанционного обучения:

  • Онлайн и офлайн занятия (Skype,   Viber,  WhatsApp,  ВКонтакте, Zoom)
  • Консультации учащихся с учителем-логопедом через мессенджеры, чаты, электронную почту
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, видео уроки, мультфильмы - https://www.youtube.com и т.п.)
  • Специализированные порталы дистанционного обучения (Приложение 1)
  • Онлайн консультирование родителей и педагогов
  • Получение онлайн консультаций у других педагогов, в том числе, очень актуальна  супервизия для молодых специалистов
  • Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития (учащиеся с УО, РАС)
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
  • Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития
  • Использование образовательных Интернет-ресурсов (см. электронную картотеку заданий)
  • Использование ресурсов, созданных логопедом самостоятельно (https://learningapps.org/)

Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности. Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в таблице (Приложение 2), которую разработала О.С. Жукова.

При проведении занятий онлайн, педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  1. Планирование занятия (в соответствии с тематическим планированием)
  2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  3. Подбор и подготовка игр и заданий
  4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  5. Обсуждение с родителями времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия
  7. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовывать как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы работы с учащимися с ОВЗ.

  • Групповые дистанционные занятия сложны как для учащихся с ОВЗ, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи и инструкций педагогов, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета педагога. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке возможно только в присутствии родителей (учащиеся с УО, РАС). Приоритетной задачей группового занятия с учащимися с ОВЗ может быть объяснение нового материала или организация групповой коммуникации.
  • Индивидуальное занятие дает логопеду больше возможностей для собственно коррекционно-логопедической работы, но требует от ребенка большей включенности в деятельность с ресурсом, через который ведется работа. Большая часть времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности не требующие такого контроля педагога (логопедические и дидактические игры, развивающие или корректирующие упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для смены видов деятельности) – не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудио связь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фото фиксации. Те фрагменты, которые ребенок может выполнять в дистанционных системах обучения (где контроль правильности выполняет компьютер), могут быть разделены перерывом во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.

На текущий момент отсутствуют единые требования к педагогам, позволяющие определить перечень документов, которые ведет педагог в процессе реализации дистанционного образования. В числе вариантов – планирование работы в соответствии с расписанием, описание форм работы, в части образовательных организаций – записи видео подключений (требуют обязательного письменного согласия родителей ребенка, что весьма затруднительно в условиях дистанционного обучения). Формы контроля дистанционных занятий разрабатываются администрацией с учетом мнения педагогов и актуальной нормативно-правовой базой и подписываются каждым педагогом образовательной организации. Важной спецификой дистанционной формы обучения является большой объем вспомогательных дидактических материалов, необходимый для эффективного обучения, а также грамотное их размещение в системах дистанционного обучения.

Приложение 1

Сервисы дистанционных форм обучения:

Полезные ссылки для эффективной организации дистанционного обучения

(самостоятельное создание образовательных ресурсов):

Приложение 2

Особенности дистанционной работы над произношением О.С. Жуковой.

Виды исправлений звукопроизношения

(В.А. Ковшиков)

Возможность дистанционного применения

(+ возможно,

+/- с ограничениями,

- невозможно)

Метод чистой имитации

Логопед дает образец подражания, ученик подражает

+

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию

Показ артикуляций на себе

+

Показ муляжей

+

Показ артикуляционных профилей

+

Слуховой образ

(демонстрация правильного звучания)

+

Температурный

(по описанию: холодный воздух-теплый)

+/-

Вибро-тактильный

-

(только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки

Например, Ш от Т

-

Метод артикуляторных упражнений

Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков

+

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С)

+/-

Метод мнестического воздействия

Использование зондов и зондозаменителей

-

Использование подручных зондозаменителей

(ватных палочек, спичек и т.п.)

+/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа

(синтеза, предъявлений)

Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций

+

Метод связи звука и буквы

В структуре занятий по обучению грамоте

+/ -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В статье раскрываются преимущества электронного способа работы с информацией. Дан обзор логопедических программ, используемых в работе учителя- логопеда с младшими школьниками....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического за...

Справка об участии в Горячей линии на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Представлена справка об участии в работе Круглого стола учителей-логопедов на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....