: «Дистанционные формы работы в дополнительном образовании детей»
электронный образовательный ресурс (1, 2, 3 класс)

Гноевая Любовь Николаевна

данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования,методистам,руководителям кружков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedinenie_4_tema.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дистанционные формы работы технологии в дополнительном образовании детей»

Введение

Компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все школьники сегодня активно используют новые: социальные сети, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Основная цель внедрения дистанционных форм обучения – это создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы. 

 Основными      задачами     внедрения     дистанционного      обучения    в образовательный процесс считаю: 

  •  пополнение      информационного        образовательного       ресурса объединения; 
  • создание   единой   образовательной    информационной     среды   для участников педагогического процесса; 
  •  создание      образовательного      информационного        Интернет- пространства объединения, где размещается информация для учащихся и их родителей; 
  • повышение      конкурентоспособности      личности     через   освоение учащимися    высоких    технологий   для   успешного    встраивания   в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
  • увеличение    эффективности     коммуникативной     деятельности    в режиме on-line (общение через сеть Интернет); 
  • формирование     у учащихся   потребности   в систематическом     и системном повышении внутреннего потенциала, освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования. 

Для   наилучшего     понимания    изменений    в деятельности    педагога дополнительного   образования   можно   представить   важнейшие   особенности дистанционного обучения:  

  • необходимость   стартового    набора, в который   входит комплект качественного   технического   обеспечения    с выходом   в   Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и учащегося.  А также   важным    условием   для обеспечения   успешной    ра боты   педагога и учащегося в системе дистанционного образования являются стартовые знания и умения   в   области   владения   компьютером, программным   комплектом   для осуществления работы;  
  • интерактивность      образовательного    процесса, заключающаяся     в   непрерывном   взаимодействии   всех   участников   обучающего   процесса, где каждый учащийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения   и к самому     - педагогу, который, в свою   очередь открыт   для обучающегося, как источник опыта в определенной области;  
  • индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения. Педагогу легко наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого учащегося, так как весь процесс обучения зафиксирован.  И в зависимости от запросов учащегося, а также   на   основе анализа   собственных    наблюдений, может   применять индивидуальные   методики и приемы   дальнейшего   обучения.  А поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.  

Дистанционное образование позволит расширить образовательные границы всех обучающихся в период самоизоляции, тогда как в обычных условиях образовательного процесса данный вид обучения может быть применим для следующих категорий:

  1. Маломобильные обучающиеся (ОВЗ, инвалиды)
  2. Обучающиеся, временно не посещающие объединение
  3. Обучающиеся, проживающие в удаленном районе
  4. Старшеклассники, учащиеся техникумов, колледжей

В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Поскольку свобода выбора способа получения знаний в этом случае и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.

  1. Сущность дистанционного образования

Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет-технологии). Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение обучающимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого обучающегося. Сегодня время диктует свои условия и педагогам и обучающимся творческих объединений, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

  1. Рекомендации педагогу дополнительного образования для организации дистанционного обучения за 4 шага.

Шаг 1. Определить цели, задачи и содержание программы дистанционного обучения.

Можно выделить следующие цели дистанционного образования:

  • Цель дистанционного образования сделать работу педагога творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У педагога высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки.
  • Цель дистанционного образования заключается в процессе внедрения в обучение новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.
  • Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».

Достоинства дистанционного обучения:

  • Отсутствие географических ограничений
  • Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ
  • Индивидуальный график обучения
  • Экономия времени и материальных затрат
  • Технологичность
  • Возможность доступа к различным источникам информации
  • Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию.

Недостатки дистанционного образования:

  • Недостаточно тесное общение педагога с обучающимся
  • Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования
  • Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности
  • Субъективное ощущение обучающегося перегруженностью информацией
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий
  • Недостаток практических знаний.

Тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждению дополнительного образования необходимо адаптироваться к тем условиям, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования. Таким образом, основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять обучающегося или группу, а выдавать учебный материал последовательно, реализуя образовательную программу. Анализируя свою образовательную программу необходимо точно определить содержание программы. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.

Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.

Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач. Чтобы создать дистанционное занятие, не обязательно быть программистом или дизайнером.

Возможные формы занятия и программы для их создания.

  • занятия в формате презентации;
  • занятия в формате видео ролика, (скаченный по теме, созданный вами);
  • тесты, кроссворды, анкеты;
  • лекция;
  • игра;
  • чат – занятие;
  • конференции.

Итак, шага 2 заключается в определении, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.

Шаг 3. Подготовить обучающий контент

Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием. Загрузите презентации, мастер-классы, схемы, таблицы, инструкции, видеоролики, теоретический материал — все, что нужно изучить обучающимся. В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить одно дистанционное занятие, чтобы провести пилотный запуск и определиться для себя, оптимальные формы работы с обучающимися в дистанционном режиме.

Итоги шага 3: Вы наполнили свой курс содержанием.

Шаг 4. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:

  • собирайте отзывы обучающихся и родителей
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы.

Заключение

Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно. Необходимо использование более интенсивных образовательных технологий, одной из которых является дистанционное обучение

Для повышения эффективности дистанционного обучения (целого курса или отдельного занятия) необходимо развивать формы дистанционного общения, шире использовать новые образовательные технологии, активизировать познавательную мотивацию обучающихся и расширять их деятельность с использованием информационных технологий.

Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации. Дистанционная форма обучения, основанная на новых информационных технологиях, может в значительной степени дополнить очную, а в некоторых случаях и улучшить ее качество.

Список литературы

  1. Авдеева С.М., Босова Л.Л., Заичкина О.И., Никуличева Н.В., Старовойтова О.Р., Хапаева С.С. Информационные технологии для развития школьных библиотек: метод. рекомендации. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 139 с. 2. Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). – Saarbrücken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2013. – 91 с.
  2. Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. – 2013. – № 5. – С. 179–184.

3.Дьякова О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 18–22.

4. Дьякова О.И., Никуличева Н.В. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников? // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2016. – № 6. – С. 60–65.

  1. Заичкина О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий // Сборник материалов международной научно- практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования» – М.: ИИО РАО, 2014. – С. 19–24.
  2. Крук Б.И., Журавлева О.Б., Соломина Е.Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. – 2015. – № 1 (17). – С. 18–24.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
  4. О совершенствовании системы подготовки преподавателя для работы в среде дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1 (13). Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань – 2015». – Казань: Юниверсум, 2015.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы как одна из возможностей дополнительного образования детей

Данный материал является выступлением на городской научно-практической конференции "Информатика - 2010" в секции "ИКТ в деятельности учителя". Из доклада можно узнать, в каких дистанционных конкурсах ...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И ДополнительНОЕ оБРАЗОВАНИЕ дЕТЕЙ...

Нетрадиционные формы занятий в учреждениях дополнительного образования детей.

В данной статье раскрывается вопрос о использовании нетрадиционных методов и форм организации занятий в системе дополнительного образования...

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...