Виды и формы работы на образовательной платформе Яндекс Учебник в начальной школе
статья (3 класс)

Белеенко Елена Ивановна

Автор работы раскрывает какие из дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с младшими школьниками  позволяют сделать обучение более продуктивным. Благодаря использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога.

      Это даёт реальную возможность использовать дистанционные  образовательные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beleenko_elena.docx344.34 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и формы  работы  на образовательной платформе Яндекс Учебник в начальной школе

Белеенко Елена Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 имени

Героя Советского Союза П.В.Масленникова

ст.Архонская МО-Пригородный райо

                                                     

 Аннотация

         

         Владение и применение дистанционных образовательных технологий –самый востребованный и актуальный вопрос в современном образовании. В современных реалиях нашей жизни этот вид обучения выходит на первую позицию .Автор работы раскрывает какие из дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с младшими школьниками  позволяют сделать обучение более продуктивным. Благодаря использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога. 

      Это даёт реальную возможность использовать дистанционные  образовательные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников. Использование ДОТ на уроках в начальной школе,  способствует  тому, что ученики учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию и работать с нею. Что положительно скажется на их дальнейшем обучении .А учитель будет в роли тьютора на уроке. Это способствует развитию у учащихся  универсальных учебных действий .

                                                                                    Содержание:

Слово о педагоге………………………………………………………………….4

Описание опыта :   Применение дистанционных образовательных

технологий в начальной школе.…………………………………………………6

Литература……………………………………………………………………….14

Приложение 1………………...................................презентация

                     

                                                  Слово о педагоге

Белеенко  Елена Ивановна

Учитель высшей категории

Педагогический стаж 36 лет

Образование высшее,   окончила ОПУ №1  1989г. учитель начальных классов, СОГПИ   2007г     педагог-психолог

Место работы - МБОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова  ст. Архонская МО-Пригородный район     учитель начальных классов  с 1990года

Заслуженный учитель республики  Северная Осетия-Алания   2018г.

Награждена  Почетной грамотой Министерства  образования и науки  Российской  Федерации  2016г., Почетной грамотой Министерства науки и образования РСО-Алания    2014г

Победитель Всероссийского конкурса «Слава России»  2014г

Повышении квалификации -2021г СОРИПКРО,  2021г НИУ ВШЭ г.Москва,Н2020г ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»г.Москва  

  БелеенкоЕ.И.– высококвалифицированный специалист, отлично знающий свои должностные обязанности, нормативные документы, программы. В своей работе учитель уделяет особое внимание развивающим технологиям, умело использует различные формы работы. Важным направлением в ее работе является обеспечение компьютерного и интерактивного сопровождения своей педагогической практики.

   Елена Ивановна –педагог с многолетним опытом работы. Ее уроки нетрадиционны, интересны и насыщены по содержанию. В области обеспечения информационной основы деятельности обучающихся Елену Ивановну характеризуют профессиональные компетенции, соответствующие требованиям новых образовательных стандартов. Ее профессиональный опыт обобщен на Всероссийском уровне в 2015г.,на Муниципальном уровне в 2014г. Опубликовано более 40 интернет публикаций и  2 печатных  работы в педагогических изданиях. В своей педагогической деятельности  использует   мобильный компьютерный класс,  самостоятельно подготовленные тесты в программе «генератор тестов», элементы программы SMaRt   к интерактивной доске, учебные тренажёры.

 За создание оnlintest имеет благодарности Современного учительского портала и центра педагогических технологий «Новое образование».  В совершенстве владеет элементами программы SMaRt, мобильным компьютерным классом, интерактивной доской, сама создает компьютерные учебные тренажеры. Является  школьным системным администратором «Дневника.ру» ,ответственным администратором системы зачисления учащихся АИС.

        Елена Ивановна постоянно стремится к росту профессионального мастерства, обучаясь на курсах повышения квалификации, с  2013года является тьютором по внедрению использования оборудования при реализации ФГОС в образовательный процесс. Принимает участие в реализации инновационной экспериментальной программы «Разговор о правильном питании» допущенной Министерством образования РФ , а так же с 2020года является участником экспериментальной программы «Мы твои друзья» , допущенной Министерством образования РФ.Н Различные методы и формы, применяемые учителем, делают её уроки интересными, творческими и позволяют добиться хороших результатов обучения. Под ее руководством обучающиеся достигли положительных результатов освоения образовательных программ. ИУ ВШЭ

 У        Учащиеся Белеенко Е.И. активно участвуют в конкурсах ,олимпиадах  

 Республиканский конкурс сочинений 1 место (2018г). Работа вошла в сборник печатных работ «Письмо ветерану» .

 Всероссийский конкурс «Юный волонтер победы» .Проект , куратором которого была Елена Ивановна ,занял 1 место и был представлен в Москве на слете волонтеров с президентом РФ.

 ВШЭ

 НИУ ВШЭ

         

              Готовы ли сегодня младшие школьники к саморазвитию  и повышению уровня учебно-познавательной активности? Сегодня, когда информационный и технический поток врывается в жизнь человека, ребенок не отстает от взрослого, а бывает и затмевает его в умении обращаться с компьютерами и другими техническими устройствами, так как для ребенка это интересно и, как он сам считает, жизненно необходимо. Иначе обстоит дело с учебой, которая оказывается для ребенка менее важной. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Истинное сотрудничество учителя и ученика, способствующее  активизации познавательной деятельности , возможно  только если ученик будет находиться в роли субъекта собственной познавательной деятельности

«Ничему тому, что важно знать , научить нельзя,- всё, что может сделать учитель, это указать дорожки»  Ричард Олдингтон.

   Вот эти дорожки мы и пытаемся открыть нашим младшим школьникам. С возрастом пребывание детей в интернете становится более продолжительным и активным. Статистика говорит, что для детей интернет – это пространство развлечений, игр, неформального общения. Поэтому полезно, чтобы с раннего возраста ребёнок приобретал опыт использования интернета как образовательной среды.

         Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности различную  информацию.  И главная отличительная черта дистанционного   обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Онлайн-сервисы для школьников,  дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников.  Но не все  эти образовательные технологии приемлемые для дистанционного обучения. А тем более  для младших школьников. Поэтому своим ученикам  мы предлагаем тренажеры для отработки навыков, тесты в онлайн режиме для контроля , элементы  видеоуроков на этапе организации проблемной ситуации и построения проекта выхода из затруднения.  Использование ДОТ на уроках в начальной школе,  способствует  тому, что ученики учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию и работать с нею. Что положительно скажется на их дальнейшем обучении .А учитель будет в роли тьютора на уроке. Это способствует развитию у учащихся  универсальных учебных действий . Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей и продуктивным.

      Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

     обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

     свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;

     мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

     технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

     творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;

     разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).

      В 2020году во время пандемии ,когда сетевые образовательные платформы давали сбой и многие цифровые ресурсы не выдерживали перегруза ,я  для себя и своих второклассников отдала предпочтение   сервису  Яндекс Учебник .Он существует уже два года причем совершенно бесплатно. Яндекс Учебник отлично подходит для дистанционной работы.   Я  использовала сайт до коронавируса, поэтому, когда возник вопрос, как проводить дистанционное обучение школьников, то одним из инструментов для удаленного обучения был выбран Яндекс Учебник. Кроме заданий по русскому. математике и окружающему миру, в сервисе есть видеотрансляции и готовые видеоуроки. Выдавала их детям. Им очень нравится, они с удовольствием просматривают готовые уроки по окружающему миру.  

В течение всей четвертой четверти ежедневно проводила по три онлайн урока и  ни разу не прервалась связь. Мне нравится Яндекс Учебник, потому что все задания соответствуют ФГОС и КТП по УМК Школа России.
         Готовясь к урокам, я трачу уйму времени на поиск дополнительного контента для урока - тех самых раздаточных карточек, ярких примеров и образцов заданий. Всегда хочется что-то новенькое, интересное найти. Или вывести это на доску и разобрать с детьми во фронтальной работе, да чтобы еще и проверка была сразу же.       Раньше я сама создавала такого рода флеш-игры, но это колоссальный труд, повторять что-то не хочется .
     Так вот, в Яндекс Учебнике все это есть, да еще и все разбито по разделам, темам, подтемам, подобрано так, что поиск нужной карточки не вызывает проблем и использовать эти интерактивные карточки можно почти на любом этапе урока.

      Я могу сама, учитывая степень обученности класса, возможности и особенности моих детей, отбирать материал. Карточки представляют собой отдельные самостоятельные учебные единицы, компоновать которых можно так, как удобно конкретному учителю под свой конкретный класс! И не только под целый класс, но и самое главное - под конкретного ребенка (что я и делаю, забегаю вперед). Именно в этом и состоит самый главный (помимо бесплатности и бессрочности использования) плюс Яндекс.Учебника . В библиотеке Яндекс.Учебника — более чем 50 000 заданий. Удобная навигация по темам, задания на функциональную грамотность ,возможность создавать и выдавать задания во временных рамках и сугубо дифференцировано. Что не мало важно это автоматическая проверка ,которая экономит время учителя. Время глагола в 3 классе, например, — тема, которую детям изучать скучно, если не преподнести ее интересно. Составителям учебника из Яндекса это удалось. В заданиях есть информация о планеты, тексты из  детских книжек. В общем, реализована  метапредметность. Ценно, чтобы дети учились по таким заданиям. И конечно с сентября  в третьем классе я активно работала  с этим сервисом и в очном процессе.

 Почему ученикам нравится заниматься в  Яндекс Учебнике ?

Легкий способ учиться. Современные дети сейчас растут в мире гаджетов. В цифровом мире они чувствуют себя как рыба в воде. Поэтому с Яндекс Учебником им легко и интересно.

Подсказки и право на ошибку 

Наводящие подсказки и возможность решить задачу с нескольких попыток помогают ученику увидеть свои ошибки, сформировать внутреннюю, а не внешнюю мотивацию к изучению предмета. Понимание важнее отметок!

   Современные темы, интересные задания 

Яндекс Учебник помогает учителю говорить с учащимися   на одном языке: в заданиях есть дроны и герои мультфильмов, тематические хорошие иллюстрации. Тексты написаны в современной стилистике , интерфейс для ребенка прост и понятен .Все учащиеся входят на свою страничку только по логину. без регистрации.

 C:\Users\Sergey\Desktop\цуу.PNG

Формат использования  :

C:\Users\Sergey\Desktop\Снимок.PNGтлтлтлтлтьл.PNG

Учитель может выдавать задания ученикам: как в школе, так и дома.

Учитель может выдавать разные подборки заданий детям, то есть реализовывать индивидуальный подход.

Ученики могут решать задания дома  и в классе полностью самостоятельно, при этом учитель видит подробные результаты каждого ребенка;

          Приведу вариант работы на этапе урока  включения в систему знаний при закреплении нумерации .7вариантов дифференцированной работы ,где я полностью учла все индивидуальные особенности моего класса . И сильным и слабым детям работать комфортно, потому что степень трудности разная.. Есть и ещё один важный аргумент. Если ребёнок испытывает затруднения, система помогает ему справиться с заданием с помощью обучающих подсказок, что снижает зависимость ребёнка от взрослого, расширяет возможности для формирования навыков самостоятельности в процессе обучения. В каждом задании по 2 попытки. Обратите внимание на удобную функцию –вывести на интерактивную доску т.е.любой из учащихся может работать под руководством  или в паре . Занятия для самостоятельной отработки темы, а так же дом.задание   я выдаю  в двух вариантах: обязательная часть, которую должны выполнить все дети, и дополнительные задания, которые можно сделать по желанию. Прямо в названии занятия отмечаю: «обязательное» или «дополнительное».

Статистика по занятию.

      На сервере сформирован электронный журнал, где формируется вся информация по выполнению работы  с  полным анализом 100% результат оценивания без затраты лишнего времени. У учителя есть возможность проанализировав таблицу с результатами, выдать работу над ошибками. Согласитесь, такой возможности при традиционной проверке у нас нет.

Можно привести ещё один довод в пользу обучения с помощью Яндекс Учебника. Карточки–задания интерактивны, в чём-то похожи на игру, что повышает интерес ребёнка к обучению, потому что игра для младших школьников – важнейший вид деятельности. Особенность ресурса  в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребёнка .

   

  Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности после каждой выполненной работы. Ребенку предлагается не только оценить степень трудности задания, но и выразить свои эмоции  к задании. Хотел бы он выполнить подобные работы. Это стимулирует детей поделиться информацией не только с педагогом,   но и  порекомендовать своим сверстникам. А смайлики и значки помогают  выразить своё отношение более конкретно, так как  вариантов до десяти.

      Дистанционно обучающие технологии  – это диалоговое обучение, строящееся               на линиях:«ученик – ученик»; «ученик – группа учащихся»;

Здесь огромные возможности для работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности..Выявить их скрытые ресурсы и  проявить их в коллективе сверстников. Вот один из видеоуроков посвященный изучению космоса 3класс.    Я применила технологию ИНТЕРИОРИЗАЦИИ (пропусти через себя и ты уже можешь делиться с другими) Трое учащихся-модераторов  заранее просмотрели видео на Яндекс Учебник   и провели с классом мозговой штурм (наибольшее кол-во слов по теме), викторину , создали скрайбинг (визуальное отражение информации в рисунке) по теме .Вот результат коммуникации , сотрудничества   и продуктивности в детском коллективе.  Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформы Яндекс Учебник, учитель не просто использует компьютер, доску и проектор, он внедряет в учебный процесс  учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию; где учащиеся являются главными действующими лицами.

 В Яндекс.Учебнике есть как стандартные задания для освоения тем школьной программы, так и дополнительные материалы — например, олимпиадные задачи или подборки для подготовки к ВПР.

Здесь есть очень полезный  курс : Работа с информацией.

В данном курсе сделан акцент на чтение и работу с текстом. Для этого используются художественные и научно-информационные тексты. Система обучающих заданий для каждого класса глубоко ориентирована на возрастной ценз.

1класс-умение ориентироваться в источнике информации

2 класс-умение извлекать информацию, выделять информацию о действиях и процессах

3 класс-умение работать с недостающей информацией, сравнивать информацию из текста, таблицы, схемы.

4 класс-сравнивать информацию из текстов разных жанров,различать информацию в своем опыте и источнике.

  В итоге такой работы с текстами ребята на выходе начальной школы свободно и уверенно работают с текстами различных жанров, легко ориентируются в любом тексте, а это значит ,что продуктивное чтение дало свои положительные плоды.

Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;

мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;

разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).

Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу  с обучающимися разных категорий:

  • работа с обучающимися с ОВЗ
  • коррекция знаний обучающихся
  • работа с одарёнными детьми

Приведу примеры  образовательных веб-сервисов  которыми я активно пользуюсь

http://learningapps.org/

создание интерактивных образовательных тренажёров

«Оnline Тest Рad»

позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА. 

Google - таблицы

совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией

Google - презентации

создание и совместное редактирование презентаций

QR – код

объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.

Конструктор  тестов

«Учи.ру»

Это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

        Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно .Я выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. «Самое прекрасное зрелище на свете - вид  ребенка, уверенно  идущего по дороге после того, как вы показали ему путь.» Конфуций

               

   Литература

1. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? [Электронный ‏ㅤресурс] http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

2.  Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2014.

3.. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из приказа №342а по МБОУ Стодолищенская СШ от 05.11.2019 г. О назначении ответственных пользователей образовательной платформы "Яндекс. Учебник"

Выписка из приказа №342а по МБОУ Стодолищенская СШ от 05.11.2019 г. О назначении ответственных пользователей образовательной платформы "Яндекс. Учебник"...

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году...

Использование возможностей цифровой образовательной платформы «Яндекс. Учебник» в современной школе.

За прошедший год на Яндекс.Учебнике появилось много нового материала.Оченьпонравился курс" Витаминки для чтения"Яндекс.Учебник является хорошим помощником при  дистанционном обучении....

Работа на образовательной платформе «Яндекс.Учебник»

В статье представлен опыт работы на образовательной платформе "Яндекс.Учебник"...