Статья «Организация дистанционного обучения учащихся младших классов с ОВЗ»
статья

Караваева Элина Владимировна

Об организации дистанционного обучения учащихся младших классов с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_distant.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Организация дистанционного обучения учащихся младших классов с ОВЗ»

В век глобальных перемен, информатизации и модернизации системы образования современному педагогу, необходимо не только уметь пользоваться возможностями сети Интернет, но и постоянно повышать свою компетентность в сфере владения дистанционными технологиями обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса. Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с воспитанниками на расстоянии, в том числе и с детьми с ОВЗ. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. В ситуации вынужденной изоляции очень важно правильно организовать занятость ребенка.

Дистанционное образование - образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение - взаимодействие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и учащегося, учащихся между собой, отражающее все присущие процессу специального обучения и воспитания компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

Процесс обучения:

  • суть учебно-воспитательного процесса, который характеризуется тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. осуществляется во взаимодействии педагога и учащегося, а также учащихся между собой.
  • это значит, что в процессе дистанционного коррекционно-развивающего обучения предполагается наличие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и детей, их общение. В этом принципиальная разница и отличие дистанционного обучения от систем и программ самообразования, работа с которыми осуществляется в ходе изучения автономных видео, телевизионных и радио курсов, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, что и обучение очное, и с тем же содержанием. Но форма подачи материала, взаимодействия педагога и ученика, детей между собой будут иными.

Дидактические принципы организации ОУ в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

Принципы дистанционного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

  • Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО).
  • Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
  • Принцип стартового уровня образования.
  • Принцип соответствия технологий обучения.
  • Принцип мобильности обучения.
  • Принцип неантогонистичности ОУ существующим формам образования.

На данный момент, для школьников младших классов, можно использовать специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.

Ресурсы для создания специальных образовательных условий:

  • Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Viber, Skype, WhatsApp, ВК).
  • Официальный сайт образовательной организации.
  • Личный сайт (блог) учителя-логопеда, воспитателя. На личном сайте должна быть предусмотрена обратная связь для взаимодействия воспитанника(ов) и педагога, возможность размещения материалов

Ресурсы для проведения онлайн занятий и видеоконференций:

  • Webinar.ru https ://webinar.ru/ – Вебинарная комната ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
  • Videomost.com https ://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
  • Zoom https://zoom.us / – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
  • Skype https://www.skype.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
  • ВК (ВКонтакте) (трансляции видеозаписи уроков).
  • https://online.moylogoped.ru / - дистанционный логопедический центр «Мой логопед онлайн»

Техническое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:

  • автоматизированными рабочими местами педагогов, по возможности web-камерами, микрофонами, звукоусиливающей и проекционной аппаратурой;
  • программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
  • бесперебойным доступом в Интернет с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.

Техническое обеспечение рабочего места обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

  • персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
  • канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.

Таким образом, при проведении дистанционных занятий информационные технологии должны обеспечивать: 

  • доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
  • мультимедийные вставки;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронная почта, голосовая почта (off-line);
  • доступ к базам данных;
  • телевидеоконференции (родительское собрание);
  • чат-технологии (консультирование родителей).

Электронный учебник включает:

  • Общие сведения об учебнике.
  • Базовые тексты на гипертекстовой основе, предусматривающие дополнительную информацию (текстовую, графическую).
  • Мультимедийные вставки.
  • Задания.
  • Блок контроля, тестирование.

Инструментальные средства для разработки материалов для дистанционных занятий  логопеда ОУ

  • Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.
  • Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint.
  • Дефектологическое интернет-занятие.
  • Логопедическое интернет-занятие.

Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической (коррекционной) работы по развитию:

  • слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных)
  • зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке)
  • словесно-логического мышления (четвертый - лишний, отгадай загадки - реши кроссворд)
  • фонематических процессов
  • лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город)
  • грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы)
  • связной речи (сказки)
  • чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья)

Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint

На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявляется речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия.

Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?

Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.

Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.

Для дистанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога.

Возможность использования ресурсов:

Интерактивные игры «Мерсибо», программа «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать» и др. сайты:

  1. Сайт с играми http://www.igraemsa.ru
  2. LearningApps  для педагога  Создаем интерактивные тесты, игры, пазлы  

При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие коммуникативной речи учащихся младших классов"

В этой статье я описала опыт своей работы. Раскрыла формы и методы развития коммуникативной речи младших школьников....

Разноуровневое обучение учащихся младших классов как средство повышения знаний и умений на уроках русского языка.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем остро стал вопрос...

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Статья: "Организация дистанционной поддержки учащихся в начальной школе".

Применение мультимедийных интерактивных упражнений с использованием интернет-ресурса Learning.Apps.org на уроках окружающего мира в начальной школе....

Статья: "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития"

Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района...

"Организация дистанционного обучения в начальных классах" (из личного опыта)

Организация дистанционного обучения в начальных классах...

Организация дистанционного обучения в начальных классах

Организация дистанционного обучения в начальных классах. Выступление на муниципальном педагогическом совете...