ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников
методическая разработка по теме

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr_na_1_kategoriyu.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста…………………………5

1.1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5

1.2. Требования  к  процедуре  обследования  детей  старшего  дошкольного  возраста……………………………………………………………7

1.3. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста………………………...11

Глава II. Методические аспекты психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста………………………...14

2.1. Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников……………………………………………………………………14

2.2. Критерии и показатели психологической зрелости старших дошкольников……………………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………..21

Литература………………………………………………………………...23

Введение.

        Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

        Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

        С проблемой диагностики готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи,учителя,воспитатели. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

        "Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку.  Выполнение каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать при проведении обследования. [12] Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную

программу.

        Цель работы- систематизировать методики психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

         1. Определить общие подходы к проведению процедуры и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

        2. Выявить методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников.

3. Создать комплекс методик психолого-педагогического обследования

Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

 1.1 Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Процедура и содержание психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из следующих подходов:

культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

личностного (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.).

Указанные подходы являются проявлением качественного подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека.

Отличие качественного подхода от количественного заключается в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественный подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.

Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее – обследование) – получить возможно более полную информацию об индивидуальных   особенностях  развития детей, на основании  которой  могут  быть  разработаны  рекомендации  для  воспитателей,  психологов,  родителей  для  подготовки  детей  к  школьному  обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

Объект обследования – это физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.

Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста – сентябрь, май текущего года и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности – своевременное внесение корректив в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей–логопедов, педагогов–психологов, дефектологов и др.).

Длительность обследования не может превышать двух недель в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.

Обязательным требованием является конфиденциальность получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.

1.2 Требования  к  процедуре  обследования  детей  старшего  дошкольного  возраста

Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее – обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.

Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.

Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель,  инструктор по физической культуре и другие педагогические работники), владеющий:

  • технологиями   проведения диагностического обследования;
  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

  • процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
  • методами интерпретации данных обследования;
  • методами составления заключения по результатам обследования;
  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

Обследование  должно  проводиться  с  согласия  родителей.  Родители могут присутствовать при обследовании.

В том случае, когда обследование проводится в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать  выполнению  работником  образовательного учреждения  его  профессиональных  обязанностей.

Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты,  правовые и этические нормы.

Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке. Обследование может проводиться индивидуально или в группе  (если это  позволяет  методика).  Размер   группы – не более  6-и человек. Желательно, чтобы при  проведении  группового  обследования у педагога был подготовленный помощник.

Проведение  обследования должно  быть  согласовано  с  режимом  дня  старших  дошкольников.  Желательно  его   проводить в первой половине дня. При проведении обследования необходимо максимально  использовать  педагогическое  наблюдение  за  поведением  и  деятельностью ребенка в детском саду. Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.

Различные виды помощи ребенку необходимо строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.

Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие – трудные, вербальные – невербальные, учебные – игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности  деятельности, эмоциональное и  психофизическое  состояние ребенка,  его   затруднения  и  оказанную ему  помощь.

В ходе обследования  не рекомендуется:    

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что -возможно снижение результатов из-за:

-трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;  

-боязни плохих результатов;

-неспособности ребенка  в  оценочной  ситуации  обследования  сосредоточиться, сконцентрировать внимание;

-медлительности  ребенка;

-усталости  ребенка;

-плохого  самочувствия  ребенка.

При  обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специализированные методики в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно  к  изложенным  выше  требованиям  необходимо  соблюдать  следующие  требования:  

-применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

-для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем "зоны ближайшего развития", т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.

Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

1.3 Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Физические качества – качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.

Личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.

Интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы. Проводить обследование развития личностной и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.

При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

Содержание обследования должно быть тесно связано с  образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции).  Для  достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе,  необходимо  рассматривать  психолого-педагогическое обследование как  начальное  звено  в  целостной  системе  диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.

Особое  внимание  при  определении  готовности  к школьному  обучению  уделяется  факторам  риска  школьной  дезадаптации,  важнейшими из которых  являются педагогическая запущенность; отставание в психическом  развитии; наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная  мозговая  дисфункция»); признаки  гипер- и  гипоактивности; нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и  др.); астенизация,  сниженная  работоспособность. Определение готовности детей к школьному обучению требует  также учета детско-родительских отношений, нарушение которых  является одним  из  важнейших  факторов риска  школьной  дезадаптации.

Глава II. Методические аспекты психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

2.1.Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников.

        Мы предлагаем систему методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам - цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.
Инструкция. Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

Оценка выполнения

Не может подобрать ни одной пары ...................... 0
Правильно подобрал одну пару ............................. 1
Правильно подобрал две пары .............................. 2
Правильно подобрал 3-6 пар ......................................................................       3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.
Диагностика развития элементов логического мышления.
Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция. Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом.
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения

Невыполнение задания после всех видов помощи ..................... 0
Выполнение после словесного указания оснований для классификации ....... 1
Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения ... 2
Выполнение по основной инструкции .............................................. 3
По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

  • Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положи тельной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.
  • Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно пред положить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.
  • Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (методика «цепочка действий»)

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция. Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне.
Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения

Отсутствие ошибок…………………………………………………………….. 3
1 ошибка………………………………………………………………………… 2
2 и более ошибок………………………………………………………………… 1

Вообще не выполнил задание ......................................................................... 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.

Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи

Ребенку читают короткий рассказ, содержащий не сколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.
Например. Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile
 .

Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа - наличие в рассказе слов, которые могут оказаться новы ми для ребенка.

Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. {Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.

Оценка выполнения

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.    Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции .......................................................................... 0

Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытаясь употреблять их .................................................................................................... 1

Пытается пересказать, интерпретируя рассказ 4 в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа ............................................................ 2

Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает ... 3
Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.

Диагностика развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Ребенку предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами:

Инструкция. Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.

Оценка выполнения

Отказ от выполнения ............................0

Можно использовать и другую методику, имеющую меньшую прогностическую ценность. Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым.

Инструкция. Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

Оценка выполнения

Выполняет задание точно, без ошибок ....................... 3
Выполняет с 1 ошибкой .............................................. 2
Выполняет с 2-3 ошибками .........................................................................          1 Не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец ............................................................................................................ 0

При проведении обследования следует использовать только одну из предложенных методик.

2.2. Критерии и показатели психологической зрелости старших дошкольников.

По итогам обследования ребенок может набрать от 0 до 15 баллов.
0-4 балла - свидетельствуют о психологической незрелости;
5-8 баллов - показатель низкого уровня психологической зрелости;
9-12 баллов - показатель среднего уровня психологической зрелости;
13-15 баллов - показатель высокого уровня психологической зрелости.

                         

Заключение

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

В своей работе мы ставили цель- систематизировать методики психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Была использована система методик психолого-педагогического обследования старших дошкольников:

-диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины;

- диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (методика «цепочка действий») 

- диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи;

- диагностика развития тонкой моторики и умения работать по образцу .

 

Работая по данной теме мы пришли к выводам:

- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;

- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.,Просвещение. 1997.
  2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное

воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

  1. Галигузова Л. , Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
  2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.
  3. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа,1994г., №4, стр.11-13
  4. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология. — Таганрог, 2003.
  5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
  6. Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
  7. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) //Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.
  8.  Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии исследования - К., Освита, 1992г.
  9.  Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64с.
  10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
  11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.
  12.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
  13.  Мухина B. C. Детская психология. — М., 2000.
  14. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.            
  15. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.
  16.  Немов Р.С. Психология: Кн.3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 632с.
  17.  Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с. 5.
  18.  Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.,Просвещение. 2000.
  19.  Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковского. - М., 2005.
  20.  Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003..
  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М,"Владос", 1995г.
  22. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
  23. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
  24.  150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: «Издательство АСТ», 2000. – 128с.
  25. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М., 2005.
  26.  works.tarefer.ru70/100346/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория....

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Конференция: "Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ", Зеленоград, 2012г.

В рамках ГЭП в июне 2012 года состоялась конференция для педагогов-психологов, воспитателей и учителей начальных классов. Тема конференции:"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкол...

Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ

Методики которые можно использовать для  диагностики ребёнка...

Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет.

В данной разработке подобраны основные методики для диагностики психолого-педадагогической готовности ребёнка к школе....

1. Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Адаптация в первом классе – сложный период в жизни каждого ребенка. С каждым годом появляется все больше детей, которые с трудом справляются с программой обучения в начальной школе. Поэтому и уч...