Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет.
тест (1 класс)

Устинова Елена Вячеславовна

В данной разработке подобраны основные методики для диагностики психолого-педадагогической готовности ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования          детей 6-7 лет.


Восприятие

Параметры оценки: свойства предметов (цвет, форма, величина); восприятие пространства; целостность; осмысленность восприятия.

-Методика: «Назови цвет»
Цель: выявить знания детей основных цветов и оттенков.
Оборудование: листы цветной бумаги
Проведение обследования: ребёнку предлагаются листочки цветной бумаги: «Назови, какого цвета данный листок?»
Оценивается: количество названных цветов и оттенков.

Оценка в баллах:
1 балл: путает названия основных цветов.
2 балла: не называет оттенки.
3 балла: называет половину оттенков.
4 балла: называет большую часть оттенков.
5 баллов: называет все цвета и оттенки.

Методика: «Включение в ряд» (Венгер)
Цель: выявить понимание, различение параметров величин.
Оборудование: шесть полосок разной длинны, высоты, ширины, толщины.
Проведение обследования: педагог берёт шесть полосок и на глазах у ребёнка выкладывает в ряд по длине, соблюдая между ними равные интервалы. Затем убирает одну полоску и выравнивает интервалы между оставшимися. Ребёнок должен поставить убранную полоску на место. Точно так же проводится тест с полосками разной высоты, ширины и толщины.
Оценивается: принятие и понимание задания, способ выполнения, обучаемость.

Оценка в баллах:
1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: принимает задание, но не понимает условие задачи; раскладывает полоски хаотично.
3 балла: принимает и понимает условие задачи, раскладывает полоски без учёта их размера.
4 балла: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
5 баллов: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практической ориентировкой.

Методика: «Назови знакомые фигуры»
Цель: диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении.
Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур.
Проведение обследования: ребёнку показывается картинка: «Назови фигуры, которые ты узнал?»

Оценка в баллах:
1 балл: допускает 5 и более ошибок.
2 балла: допускает 3-4 ошибки.
3 балла: допустил 1-2 ошибки.
4 балла: допустил 1-2 ошибки, самостоятельно их исправил.
5 баллов: правильно нашёл и назвал все фигуры.

Методика: «Различение правой и левой стороны»
Цель: выявить ориентировку в схеме тела.
Проведение обследования: сначала ребёнка просят поднять левую, правую руку, показать правую, левую ногу. Затем дают сдвоенные задания: «Покажи правой рукой правое ухо», «Покажи левой рукой левый глаз», «Покажи правой рукой левую ногу», «Покажи правой рукой левое колено».

Оценка в баллах:
1 балл: не различает правую и левую руку; не проявляет интереса к заданию; не понимает задания.
2 балла: задание принимает, условие задачи понимает, различает правую, левую сторону.
3 балла: различает правую, левую сторону, выполняет сдвоенные задания.
4 балла: различает правую, левую сторону, выполняет сдвоенные задания, в перекрёстных допускает ошибки или выполняет неуверенно.
5 баллов: различает правую, левую сторону, без ошибок выполняет сдвоенные и перекрёстные задания.

Методика: «Где находится игрушка?»
Цель: выявить понимание и знание пространственного расположения предметов: центр, над, под, двухплоскостная ориентировка.
Оборудование: лист бумаги, мелкие игрушки.
Проведение обследования: взрослый по образцу, а затем по словесной инструкции предлагает поставить игрушку в левый верхний/нижний угол, в центр и т.д. Просят ребёнка ответить на вопрос: «Где находится мишка, машинка?»

Оценка в баллах:
1 балл: не принимает и не понимает задание, действует неадекватно.
2 балла: ориентируется в пространстве листа по подражанию.
3 балла: располагает предметы на листе бумаги по образцу и словесной инструкции, но назвать пространственного расположения не может.
4 балла: ориентируется в пространстве листа бумаги, действует по инструкции. В названии пространственного расположения допускает 1-2 ошибки или неточности.
5 баллов: задание выполняет безошибочно, пространственное расположение предметов называет самостоятельно.

Методика: «Сложи картинку».
Цель: определение уровня целостности восприятия.
Оборудование: разрезные картинки из 5-6 частей.
Проведение обследования: ребёнку предлагается сложить разрезную картинку. Части картинок кладутся в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение.
Оценивается: принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость.

Оценка в баллах:
1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно.
2 балла: действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.
3 балла: собирает изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам.
4 балла: действует путём целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа.
5 балов: собирает путём зрительного анализа

Низкий уровень (1 балл)
Отсутствуют знания основных свойств предметов. Не знает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.

Ниже среднего (2 балла)
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.

Средний уровень ( 3 балла)
Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине недостаточности опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

Выше среднего (4 балла)
Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.

Высокий уровень (5 баллов)
Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Диагностика психолого-педагогической готовности первоклассников

Диагностика психолого-педагогической готовности первоклассников...