Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.
классный час (4 класс) по теме

Залещенок  Гaлина Анатольевна

Развивающее адаптационное  занятие

«Собираемся в дорогу»

(классный час в 4 классе)

Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено  школы, успешная адаптация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchee_adaptacionnoe__zanyatie4_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее адаптационное  занятие

«Собираемся в дорогу»

(классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.)

Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено  школы, успешная адаптация.

  1. Выделить и назвать качества  учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена школы
  2. Дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено;
  3. Способствовать сплочению коллектива класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;
  4. Создать положительный настрой;
  5. Снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.

Классный час проводит классный руководитель, будущий классный руководитель (учитель русского языка и литературы), психолог, ученики 5-х классов.

Дети  сидят за столами.  3 команды.

Материалы к занятию:

  1. Выставка учебников для 5 класса
  2. Карта «Государство Дороховская школа»
  3. Герб  класса
  4. Карточки с вопросами-ответами
  5. Календарь настроения (за последний год)
  6. Музыкальное сопровождение «Дорогою  добра»

Ход занятия:

Вводная часть. Приглашение в дорогу.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем разговор о том, что вы с каждым днем становитесь старше, умнее, образованнее.  Вас ожидает новая интересная жизнь в старшей школе. Но так часто бывает, что новое, незнакомое нас пугает. И сегодня мы с вами попробуем узнать , а готовы ли мы с вами к новой жизни? и что надо чтобы вам было уютно и комфортно в новых условиях.  О каких человеческих качествах мы с вами должны помнить и не забывать?

 -Давайте начнем с самого начала. Как вы думаете, почему на протяжении 4-х лет, каждое утро мы с вами говорим слова:

«Нельзя делать зло, надо делать добро!»

- Кто из вас помнит притчу о «злом» и «добром» гномике?

Беседа с детьми

-Учитель: Возьмем с собой  «ДОБРОТУ» в 5-ый класс? (ответы детей)

Доброта

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

М. Тулупова

Учитель: На протяжении 4-х лет мы с вами старались регулярно вести «Календарь настроения».

 Давайте посмотрим на наше настроение за 4-ый класс. Каких цветов больше? Что они обозначают? Кто не всегда закрашивал свое настроение? Почему?

Как вы думаете,  мне было легче понять каждого  из вас, если вы показывали свое настроение. Мы с вами разговаривали после уроков? Спасибо вам за помощь.

-Должны вы взять с собой в 5 класс  хорошие отношения друг с другом, с учителями? От хорошего отношения друг к другу у вас будет хорошее и радостное настроение?                

 Беседа с детьми

Учитель: Мы вспомнили совсем немного из нашей каждодневной жизни, но надеюсь, это  поможет в вашем дальнейшем пути.

-Ну а сейчас, как известно, любое путешествие не обходится без карты. Давайте посмотрим на карту вашего будущего маршрута.

  1. Что собой представляет государство «Дороховская школа»?

Ответы детей: это три страны: Начальное звено, средне звено, Старшее звено. Каждая страна имеет свои города-классы.

  1. Давайте определим местонахождение на карте 5-го класса

Ответы детей: 5 класс находится в стране Среднее звено.

  1. Какие города входят в среднее звено?

Ответы: 5,6,7,8 классы. Сколько лет вы будете жить в этой стране?

4 года.

  1. Можно ли путешествовать по стране, минуя некоторые города? Например, из 5го в 7-ой класс?

Ответы детей.  

  1. Есть такое научное слово ВУНДЕРКИНД. Давайте попросим объяснить его значение учителя русского языка и литературы Астапова Павла Викторовича. Ведь он работает в старшей школе и значит, знает больше нас с вами. Если вам повезет, он будет вашим самым первым  другом и помощником в 5 классе, вашим классным руководителем.

 Учитель объясняет понятие ВУНДЕРКИНД.

 (Работа по карте «Дороховская школа»)

Карта Дороховской школы

начальное звено              среднее звено             старшее звено

  1. 1 класс                        5класс                              9класс
  2. 2класс                         6класс                             10класс
  3. 3класс                         7класс                             11класс

                       4класс                        8класс

 Отправляемся в путешествие.

Музыкальная пауза. Физкультминутка. Дети исполняют песню «Дорогою добра!»

_Учитель:

Как известно в старших классах вас ожидают экзамены. Сейчас мы попробуем провести пробный экзамен. Тема экзаменационных вопросов:

«Отличие обучения в среднем звене от начальной школы.»

А ответ на ваши вопросы будут давать нынешние пятиклассники. Для них первый год обучения в Среднем звене заканчивается, и они могут поделиться своим опытом с вами. Как видите, проучившись, год в 5 классе, они живы и здоровы и даже очень хорошо выглядят.

Учитель спрашивает об успехах детей.

Перед вами карточки с надписями. О чем бы вы хотели спросить? (Ребенок выходит к доске и берет карточку. На обратной стороне написаны качества, которые необходимы для преодоления трудностей. Ученик из 5 -го класса кратко дает советы будущим пятиклассникам.

  1. Новые предметы (………)
  2. Учителя-предметники ( учитель нач. школы основной учитель, а в средней школе у вас будут учителя - предметники. Кто из учителей предметников уже работает в нашем классе..физ-ра, ИЗО, музыка, англ.яз.…) В средней школе нет основных учителей, а есть только учителя-предметники
  3. Кабинетная система (уроки проходят в разных кабинетах, много наглядных пособий и т.д.  )
  4. Дежурство (чем отличается дежурство в начальной школе от среднего и старшего звена..)
  5. Новые предметы ( почему дети похожи на родителей, что такое государство, почему лед твердый, что такое мораль… на все эти вопросы вы сможете найти ответы изучая новые предметы в школе.
  6. Классный руководитель (он не будет находиться постоянно с вами, как в начальной школе. Вы должны будете сами к нему обращаться за помощью, за советами, а он всегда будет вам помогать.)

Новые предметы

Внимание  трудолюбие бережливость

Учителя - предметники

Хорошее отношение, уважение

Кабинетная система

Память  дружба быстрое выполнение работы

дежурство

Ответственность  трудолюбие взаимовыручка

Классный руководитель

Помощь друг другу, взаимоуважение

-Учитель: Давайте проверим, есть ли у нас все эти качества?

КОНКУРС: Собери пословицу. На столах лежат разрезанные пословицы. Кто быстрее соберет и объяснит их.

Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою.

Думает о будущем,

Тот облегчает жизнь свою.

Кто в настоящем

Учитель: Какие качества вам помогли в работе? (ответы детей)

-Вы уже знакомы со своим будущим классным руководителем и учителем русского языка и литературы Астаповым Павлом Викторовичем. Он каждую неделю посещал раз в неделю наши  уроки в 3 четверти и продолжает посещать их и в этой четверти. Какие добрые советы он даст вам?

(Слово учителю Астапову П.В.)

-Учитель: А сейчас давайте послушаем рекомендации  школьного психолога и вашего учителя английского языка.( Мухаева Надия Зякиевна. )

Учитель: Давайте поиграем в игру-разминку «Зоопарк»

У детей на лбу таблички с названием животного  (кот, корова, лягушка, петух, заяц, собака, лиса, жук, обезьянка, курица)

Найди пару. Говорить нельзя, только звуки и жесты. Двигать друг  друга нельзя.

-Какие  качества вам помогли справиться с заданием? (внимание, творчество, дружба)

Конкурс собери слово (проводит будущий классный руководитель)

Детям раздаются буквы, из которых надо составить слово и объяснить его.

1-ая команда ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (добро совесть)Учитель может подсказать, как учитель русского языка….)

2-ая команда ВЗАИМОВЫРУЧКА (взаимно выручать)

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: добросовестно учились, помогали друг-другу. Молодцы справились с заданием.

         Спой песню    

   Помоги поэтам

Найди свое место

-Какие качества вам помогли выполнить задания?

(ответы детей)

Заключительное задание «Составь герб  класса» Подведение итогов.

Детям раздаются восьмиугольники, в середине каждого написано имя ученика, ребенок должен подписать внизу одно положительное качество этого человека.

На доске висит ватман, в нем в середине написано слова «МЫ» все дети прикрепляют свои фигуры на ватман.

-Учитель: У нас получился общий  герб, похожий на пчелиные соты. Конструкция очень прочная, т.к. пчелы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом. Детям предлагается подумать, как одним словом можно назвать отдельные «Я». Необходимо подвести детей к идее, что все вместе отдельные «Я» составляют общее «МЫ»

Обсуждение: Может ли общее «МЫ» существовать без отдельного «Я» (мы это только все вместе….)

УПРАЖНЕНИЕ: «Какие мы».

Все вместе хором произносится «МЫ ВСЕ», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на «гербе», но только во множественном числе. Например, мы все: сильные, умные, ловкие, добрые…

Учитель: При взаимной поддержке люди могут делиться своими положительными чертами и получать от других часть их силы, доброты; при этом каждый человек получает преимущества других, не теряя своих  собственных.  Желаю вам научиться получать от жизни положительные эмоции, замечать хорошие качества у себя и у других людей, любить себя и других людей, успешности в учебе и сплоченности вашего классного коллектива 5 «Б» класса, дружбы в вашем классном коллективе. А помощником во всех ваших начинаниях будет классный руководитель (представление). Всего вам хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей

Причины возникновения умственной отсталости, классификации, характеристика....

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государств...

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников....


 

Комментарии

Залещенок  Гaлина Анатольевна

хорошая разработка