Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»
план-конспект урока (2 класс) по теме

Евстратова Марина Викторовна

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме:

«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Цели урока:

Образовательные:

- восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;

- формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;

-формировать связную устную речь учащихся;

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;

-расширять словарный запас учащихся;

- развивать познавательную деятельность учащихся, через

 развитие памяти, внимания учащихся;

- способствовать развитию творческой активности;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;

- воспитывать культуру поведения в классе;

- воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;

- воспитывать у учащихся чувство ответственности;

Здоровьесберегающие:

- создавать  благоприятный  психологический  климат  в классе;

- поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;

- формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.

Тип урока: введение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование для учителя: SMART-доска, карточки с тестами для закрепления, жетоны.

Оборудование для учащихся: учебник ”Русский язык” Л. М. Зелениной, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, веера с парными согласными.

ТСО: компьютер, SMART- доска, фонограмма песни «Мы едем, едем, едем.»

Содержание урока:

1. Организационный момент (1,5 мин.)    

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок.

-Я тетрадочку открою и как надо положу.

 Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу.

  Сяду ровно, не  согнусь, За работу я возьмусь

-Прочитайте сегодняшнее число. На какую орфограмму в записи числа обратили внимание.  

-Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие.

-По пути нас ждут разные испытания, но я уверена, что все вместе мы с ними справимся.

-Правильные и полные ответы будут оценены жетонами.

-И для начала отгадайте, на чем мы будем путешествовать.

Через лес и горный пояс

Мчит друзей весёлый …..(поезд)

2.Чистописание

(2,5 мин.)

-Пропишите буквы  П, п .

-Но прежде чем писать, давайте разомнем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика)

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук;

2.Упражнение с замком «Солнечные лучи»;

3.Разведение пальцев в стороны «Ножницы»;

4.Сильное полусгибание и разгибание пальцев «Коготки»;

5.Встряхнуть кистями рук «Стряхнули воду с пальчиков рук»

3.Определение темы урока (6 мин.)

- Чтобы сесть на наш поезд нужно выполнить фонетический анализ слова «поезд» ( 1 уч-ся у доски, остальные в тетради)

Поезд – 2 слога,1 сл. Уд.

п – [п] – сог., глух., тв.

о – [о] – гл., уд.

е – [й] – согл., зв., мяг.

      [о] – гл., без уд.

з – [с] – сог., глух., тв.

д– [т] – сог., глух., тв.

5 б., 6 зв.

(На доске и в тетради- поезд-[п о й э с т ])

-Чем отличается написание и произношение слова «поезд»

( 5 б. 6 зв.)

-Почему? (Буква «е» обозначает два звука)

-Найдите еще отличия.(Пишем «з», «д»,а произносим [c], [т])

-Почему? (Парные согласные на конце слова)

  1. Какие парные согласные вы знаете? Запишем парами на доске.
  2.  Почему мы их проверяем?
  3.  В какой части слова нужно проверять парный согласный?
  4. Сегодня на уроке мы будем учиться проверять парный согласный в корне слова.

4..Работа по теме урока (11 мин.)

  1.  Сейчас мы проследуем через станцию «Родственная». На этой остановке нужно подобрать к слову «поезд» - родственные слова.
  2. (учащиеся подбирают и по - одному выходят и записывают слова) Поезд – поездка, ездить, переезд, выезд, проезд, въезд.

 - Выделить корень во всех словах.

- Подумайте, в каких словах написание парных согласных в корне расходится с произношением?(Поезд, поездка,

Переезд, выезд, проезд,въезд)

- Почему? (Перед [к] и на конце слова парные согласные оглушаются).

- Выберите проверочные слова

  1. (ездить)- Как вы думаете, почему это  слово является проверочным?

(Потому что парные согласные произносятся отчетливо)

- Почему они произносятся отчетливо?

(После парного согласного стоит гласный)

- Сделайте вывод о том, как проверить парный согласный в корне.

-Парные согласные –

 Самые опасные.

 В корне ты их проверяй-

 Рядом  гласный подставляй.

-Следующая станция  «Проверочная»

- Выберете проверочное слово.

  1. Объясните свой выбор. (Учащиеся по-одному выходят к доске.) Образец: сторожить – сторож

… - ма. зь  |замазка, мазать, мазкий

… - де.       | прадед, дедка, дедушка

… - бо.       | набок, боковой, вбок

… - голу.ь  | голубок, голубчик, голубка

  1. … - рука .   | рукавчик, рукава, безрукавка

5. Физминутка (под музыку)  (1,5 мин.)

-Мы едем, едем, едем в далекие края,

  Веселые соседи, счастливые  друзья.

  Красота! Красота!

  Мы везем с собой кота,

  Чижика, собаку, Петьку-забияку,

  Обезьяну, попугая.

  Вот компания какая!

6. Закрепление (15 мин.)

Следующая наша остановка станция «Внимательная».

1) Игра со словами (поднять веер)

Хлеб, флаг, остров, абрикос, шарф, глаз, багаж, браслет, бутерброд, клюв;

 - Я называю слово, а вы покажите ту букву, которую нужно написать. Назовите проверочное слово.

2)-Откройте учебник на стр. 87, найдите упр. 50.

- Прочитайте задание. Расставьте карандашом номера строчек.

-Прочитайте полученное стихотворение.

-Значение какого слова  непонятно?

(валежник)

-Подумайте, от какого слова образовано слово «валежник»?

-Правильно, от слова «валить».

-Валежник-это лежащие на земле деревья. Валежник образуется при отмирании дерева или буреломе.

- Найдите слова с парными согласными, требующими проверки.

- Запишите получившийся текст, парные согласные, которые нужно проверять подчеркните.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

- И последняя остановка нашего пути  «Тестовая».

Тест на закрепление

I вариант

1) Произношение какого согласного может расходиться с его обозначением на письме?

1) б

2) м

3) н

2) прочитайте однокоренные слова. Укажите слово, в корне которого парный согласный надо проверять.

1) зубик

2) зуб

3) зубастый

3) Ученик подбирал к словам проверочные слова. Укажите его ошибку.

1) лес – леса

2) хлеб – хлебец

3) сторож – сторожка

4) Прочитай стихотворение. Сколько в нем слов с парными согласными, требующими проверки.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

1) 2 слова

2) 3 слова

3) 4 слова

II вариант

1) -// - // - //

1) р

2) з

3) л

2) -// - // - //

1) хлеб

2) хлебный

3) хлебушек

3) -// - // - //

1) снег – снеговик

2) глаз – глазки

3) арбуз – арбузы

4) -// - // - //

Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

1) 2 слова

2) 3 слова

3) 4 слова

-Проверим. Поменяйтесь работами. Я буду читать задания и правильный ответ, а вы  ставьте рядом с заданием + или -

7. Итог урока

(1,5 мин.)

- Понравился ли вам урок?

- Чему учились на уроке?

-Посчитайте свои жетоны.

8. Домашнее задание

(1мин.)

«Дидактический материал»  

с. 116       упр.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: Способствовать умению проверять парные по звонкости-глухости и безударные гласные в корне словаЗадачи: 1) содействие  формированию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова" (УМК "Школа 2100")

В данной теме урок № 2. Урок нацелен на развитие умений находить разные виды орфограмм - букв согласных в корне, графически обозначать их. Развивать навык объяснять выбор букв с опорой на изученное пр...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова."

   Предмет:  русский язык.      Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».     Класс: 2.     Тип урока: обобщение....

урок русского языка в 4 классе на тему:"Правописание гласных и согласных в корнях слов".

урок русского языка в 4 классе  на тему: Правописание гласных и согласных в корнях слов"....

Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов»

формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;развивать умения обнаруживать орфограммы и применять нужное правило;развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;восп...