Литературное чтение "Люби живое"
методическая разработка (3 класс) по теме

Рыбакова Лилия Леонидовна

конспект урока пронрамма "Школа России" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_zhivoe.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

               УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.

Тема: Урок - пресс-конференция "Люби живое!"

Главная дидактическая цель: обобщить знания учащихся по разделу "Люби живое";

             

 Обучающие цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом                                              

                                    (выборочное чтение, пересказ отрывка).

Воспитывающие цели: возбудить интерес к чтению; прививать бережное отношение

                                            к природе.

Развивающие цели: способствовать развитию навыков докладчика, слушателя;

                                      развивать логическое мышление, речь, память учащихся.

                       

Оборудование:  видеофрагмент из мультфильма "КОАПП";

                              аудиозапись песни "Раненная птица";

                              карточки с фамилиями авторов и названиями произведений;

                              алгоритм составления синквейна;

                              карточки со словами пословиц;

                              рисунки учеников к прочитанным произведениям;

                              компьютерная презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Вступительная беседа.

Задача: актуализировать знания учащихся по теме "Люби живое".

Разгадайте ребус.   Как слово природа связано с уроками литературного чтения? Как называется раздел, который мы изучали? ( "Люби живое".)

 

 Произведения, каких авторов мы читали? ( Ученики называют фамилии, учитель открывает карточки на доске.)

Соотнесите фамилию автора и название произведения.

     Михаил Пришвин                "Моя Родина"

     Василий Белов                     "Малька провинилась"

    Иван Соколов-Микитов     "Листопадничек"

    Виталий Бианки                  "Мышонок Пик"

    Борис Житков                     "Про обезьянку"

    Владимир Дуров                   "Наша Жучка"

    Виктор Астафьев               "Капалуха"

    Виктор Драгунский             "Он живой и светится"

Какую главную мысль выражают эти авторы в произведениях?

С каким призывом обратился к вам  М. Пришвин?

(ученик наизусть рассказывает отрывок из рассказа М.Пришвина "Моя Родина")

   

  3.Открытие  пресс-конференции.

       Задача: настроить учащихся на особую форму урока.

-Дорогие ребята, сегодня на уроке мы проведем встречу с журналистами "Лесной

газеты".  Объявляю открытой пресс-конференцию, которая посвящена теме "Люби живое!"  Приглашаю в президиум  корреспондентов из отделов "Вести из леса", "По вашим письмам", "Хроника происшествий", "Из жизни насекомых", "Эрудит".

     4. Выступления участников конференции. 

      Задача: обеспечить применение знаний на  практике в нестандартной ситуации.

-Слово предоставляется корреспонденту ….. представителю отдела "Вести из леса".

 

( Ученик  зачитывает статью "Стая птиц под снегом". Фоном звучат голоса лесных птиц.)

   "Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепугался заяц и кинулся назад в лес.

    Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?"

- Спасибо. Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о других лесных жителях? 

( Ученики пересказывают отрывки из прочитанных произведений: о зайчике и о бобрах  из рассказа И.Соколова Микитова "Листопадничек", о глухарке из рассказа В.Астафьева "Капалуха")

-Слово для выступления предоставляется корреспонденту из отдела "Хроника происшествий"……

  ( Ученик: "В редакцию поступили тревожные новости. На днях хулиганскому нападению подвергся рыжий пес Каштан, который считался задирой и был грозой двора. Кто оказался смельчаком, сумевшим справиться с Каштаном? Очевидцев происшествия просим позвонить в редакцию газеты.)

 

-Ребята, кто из вас знает эту историю? Расскажите.

( Пересказ отрывка из рассказа "Про обезьянку" Б.Житкова.)

( Продолжает корреспондент: "Сотрудниками нашего отдела была сделана аудиозапись с места происшествия. Послушайте её.)  Аудиозапись песни "Раненная птица"

-Да, ребята, действительно ужасное происшествие. Вспомните, в каком рассказе автор обращается к проблеме жестокого обращения с животными? Расскажите.

 ( Пересказ отрывка из произведения В.Дурова "Наша Жучка")

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  

- В повести Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком" мальчик превращался в животных при помощи заклинания. Давайте и мы поиграем. Я говорю заклинание, а вы движениями показываете животное, в которое превратились.

- Вот я, вот я превращаюсь в зайчика, в бабочку, в кошечку, в лебедя, в слона.

-Следующим выступает обозреватель "Лесной газеты" из отдела "Из жизни насекомых"…… . Он привёл с собой помощника. 

Корреспондент: Мотылёк, как же так?

                               Целый день ты летал

                               И совсем не устал?

                               Расскажи, как ты живёшь?

                               Что ты ешь? Что ты пьёшь?

                               Где твой мир? Где твой дом?

                                Расскажи обо всём.  

  Мотылёк.           Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

                              Я летаю весь день в голубых небесах.

                              Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

                              Мне еда и питьё - ароматы цветов.

                              Но живу я не долго - не более дня.

                              Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Корреспондент: Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку на простого светлячка и был этому рад. Вы знаете эту историю? Расскажите.

 (Пересказ отрывка из рассказа В.Драгунского "Он живой и светится".)

- Слово корреспонденту, ведущему рубрику «Эрудит»

Корреспондент. Ребята, догадайтесь по цитатам,  о каком герое идет речь? Кто автор произведения и как оно называется?

 

"Оставайтесь здесь"- сказал он своим братьям.- А я один побегу за журавлями в теплые страны". (Листопадничек)

- Проверим правильность ответа. Посмотрим на экран.

"Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, не смотря ни на какие опасности бегает кормить своего сынка". (Малька)

Проверка проводится аналогично.

"Знаешь, что посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира". (Мышонок Пик)

"Всё ест, всё давай. Сладкое любит, конфеты - беда. Дорвётся - непременно обожрётся".(Обезьянка Яшка)

" Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка".(Светлячок")

- Спасибо. Молодцы ребята. Хорошо отвечали на вопросы журналиста. А теперь ещё одно задание: поработайте в парах, составьте пословицу из слов.

 Аист на крыше - мир в доме.

Жизнь дана на добрые дела.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Срубили кусты - прощай птицы.

Судьба природы - судьба Родины.

Много воды - много травы.

- Какая из этих пословиц лучше всего подходит к теме нашей конференции? Почему?

-А теперь слово корреспонденту из отдела «По вашим письмам»

Корреспондент. В нашу газету прислали одну видео запись. Давайте её посмотрим.

(фрагмент мультфильма "КОАПП")

                           - Странный случай, ведь всем известно, что многие животные очень хорошие родители. Например, пингвины очень заботливо относятся к своему потомству.

Ребята, а вы знаете такие случаи?

- Найдите в текстах отрывки, которые подтверждают, что многие животные хорошие родители.

(ученики зачитывают отрывки из рассказов "Листопадничек", "Малька провинилась", "Капалуха")

 

Корреспондент: Ещё к нам пришло письмо с замечательными стихами. Они очень подходят к теме сегодняшней конференции, и я их прочитаю.

                     

                                 Михаил Дудин

           Берегите землю. Берегите

           Жаворонка в голубом зените,

           Бабочку на листьях повилики,

           На тропинках солнечные блики,

          На камнях играющего краба,                                             демонстрация слайда

          Над пустыней тень от баобаба,

          Ястреба, парящего над полем,

          Ясный месяц над речным покоем,

          Ласточку, мелькающую в жите.

          Берегите землю! Берегите.

- Спасибо. Замечательные строки.

5. Подведение итогов пресс-конференции.      

- Наша встреча с журналистами подходит к концу.  Сегодня мы вспоминали произведения о животных, прочитанные на уроках, говорили о героях этих рассказов. Самое время выполнить творческое задание. У вас на партах алгоритм составления синквейна. Составьте синквейн о понравившемся вам герое рассказов.

                                      Алгоритм составления синквейна:

  1. Одно слово (им. сущ.) - тема синквейна.
  2. Два слова (им. прил.)
  3. Три слова (глаголы)
  4. Предложение из четырёх слов.
  5. Одно слово (им. сущ.) - синоним к первому слову.

Учащиеся зачитывают работы.

( в случае нехватки времени - работа выполняется коллективно, под руководством учителя.)

- Чему научили вас прочитанные рассказы?

Давайте пообещаем видеть живое вокруг себя. Бережно относиться к животным, не вредить им. Все хотят жить.

 Все кто получил за работу во время конференции жетоны, получают положительные оценки.

  Домашнее задание: Прочитать произведение на тему "Люби живое", принести книгу в класс и рассказать о ней.

В заключении давайте вместе споём песню "Не дразните собак".

6.Организованный конец урока.

 

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Факультативный курс по литературному чтению "Живое слово".

Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса. Тематическое планирование....

рабочая программа по литературному чтению для 3 класс "Живое слово З.И.Романовская

Материал представляет собой поурочно-тематическое планирование по литерутурному чтению к учебнику З.И.Романовской "Живое слово" 3 класс...

Конспект к уроку литературного чтения "Живая шляпа"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа». Проверка выборочного пересказаЦели урока:  формировать умение определять и анализировать композицию произведения...

Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая аз...

Литературная гостиная "Живое слово",конспект

Популяризация творчества  писателей Югры...