Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)
методическая разработка по чтению (1 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.

Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая азбука"

Конспект урока сопровождается  презентацией

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка,защита проекта "Живая азбука"

Задачи:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
  • развитие умения работать в группах;
  • развитие мыслительных операций в ходе игры;
  • воспитание у учащихся интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.23 КБ
Файл Презентация1.5 МБ
Файл Приложение 118 КБ
Файл Приложение 211.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

«Прощание с Азбукой», в рамках проекта «Живая азбука»

УМК «Школа России»

ХОД УРОКА

(СЛАЙД 1)

I. Орг. момент:

Учитель: Вот звенит звонок веселый,

ДЕТИ: Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

(СЛАЙД 2)

II. Целеполагание. 

Учитель: Ребята, на протяжении последней недели мы с вами работали над проектом «Живая азбука». Сегодня у нас урок-праздник — прощание с «Азбукой». На этом уроке бы расскажете о своих работах. 

А какие задачи поставите вы на нашем уроке?

ДЕТИ: ставят задачи на урок

Я с вами согласна, давайте попробуем достигнуть поставленных задач.

III. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили, изучая Азбуку.

 У вас на партах лежит конверт с частями пирамидки, вам нужно собрать и приклеить на лист вашу пирамиду и прикрепить на доску.

(СЛАЙД 3)

Учитель: Давайте расшифруем нашу пирамидку.

ДЕТИ: Из первых страниц Азбуки мы узнали, что всё, что мы говорим называется? (Речь.)

Речь бывает? (Устная и письменная)

Речь делится на (предложения), предложения на (слова), слова на (слоги), слоги на (буквы).

Умнички.

(СЛАЙД 4)

Давайте вспомним почему «Азбуку» так называют?

Дети: Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Учитель: Более тысячи лет назад появилась первая азбука. И называлась она тогда кириллица. Кто её создатель?

Дети: Это два брата – Кирилл и Мефодий создали первую азбуку. Они были учеными людьми, философами. Именно они и составили славянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.

Учитель: Давайте вспомним буквы, для этого повторяйте за мной.

(СЛАЙД 5)

А я для этого дам Вам шпаргалку, смотрим на экран.

Дети повторяют построчно.

ДЕТИ: 

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О - дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X - оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все они, друзья!

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам!

III. Работа по теме урока

Учитель:   А сейчас мы переходим к главному заданию – защите ваших проектов. Выходите, пожалуйста.

(СЛАЙД 6)

Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад, в четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется все...

ДЕТИ: Алфавит!

Дети выступаю со стихотворением для защиты своего проекта. Вариант стихотворения.

Б: Бегемот разинул рот.

Булки просит бегемот.

В: Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

Е и Ё: Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка тоже.

3:Звезды видели мы днем
       За рекою над кремлем.

И: Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел,

Мало меда, много пчел.

О: Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел!

П: Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Р: Роет землю старый крот,

Разрыхляет огород.

У: Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Ц: Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для вас.

Ш: Школьник, школьник, ты силач,

Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Ю: Юнга - будущий матрос,

Юных рыбок нам привез.

Молодцы, присаживайтесь!

IV.Закрепление изученного.

Учитель: Пока мы защищали проекты у нас на столах появилось еще одно задание «Волшебные буквы».

Чтобы узнать какая у вас буква, вам нужно раскрасить волшебный лист красками, которые у вас на столе. У вас появится буква, на которую вам нужно назвать героев из прочитанных произведений.

По моей команде – начали! ДЕТИ РАСКРАШИВАЮТ ЛИСТ КРАСКАМИ - ПОЯВЛЯЕТСЯ БУКВА. (А,Б,К)

Учитель:  Первая команда называет сказочных героев на букву «А». 

( Алеша Попович, Аленушка, Арлекин, Алладин, Айболит, Лиса Алиса, Али-Баба, , Артемон.)

Ребята отвечают.

Учитель:  Вторая команда называет героев, чьи имена начинаются с буквы «Б».

(Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, Баба-Яга, Барабашка, Балда.)

Учитель:  Третья команда называет героев, чьи имена начинаются с буквы «К».

(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас.)

Молодцы, справились!

Учитель: Следующее задание «Собери пословицу». По карточкам составьте предложения. Дети получают конверты, в которых лежат разрозненные слова. Из них надо составить пословицу.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Лучший подарок – хорошая книга.

Давайте отдохнём  (проводят дети)

В алфавите, в букваре, (хлопки руками)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала (Приседания)

Превратилась в букву Ш…

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши).

Учитель: К нам на урок пришли сказочные герои, отгадайте кто это?

(СЛАЙД 8)

1 команда:

Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти?
 Гуси-лебеди

(СЛАЙД 9)

2 команда:

Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник …
 Мойдодыр

(СЛАЙД 10)

3 команда:

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Поросята)

Учитель: Молодцы, ребята. Всех героев книжек знаете! Герои просят изобразить первую букву их имени. Кто желает?

ПОКАЗЫВАЮТ БУКВУ

VI. Закрепление изученного

Учитель: На уроках обучения грамоте мы познакомились с многозначными словами. Что это за слова?

Сейчас вам задание – прочитайте стихотворение, назовите многозначные слова.

 (СЛАЙД 11-12)

Читает

Бросил палку кверху Мишка

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове

- Сразу шишек стал две.

Дети называют слово «шишка» и определяют два его значения: шишка ели и шишка на голове.

Умнички.

Учитель: Внимание на следующий слайд.

(СЛАЙД 13-14)

Читает

Не жалейте пятачка, -

Говорит корова

- Вы купите молочка

 - Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

 Маленькие хрюшки. (СЛАЙД)

Дети называют, какие значения имеет слово «пятачок».

Учитель: Внимание на следующий слайд.

(СЛАЙД 15-16)

Читает

- Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как с одной-то лапкой?

 - Нет, ещё со шляпкой!

Дети называют слово «лисичка» и определяют два его значения: животное и гриб.

VIII. Рефлексия. 

– Молодцы! Вы честно справились со всеми заданиями.

(СЛАЙД  17)

Оцените свою работу на уроке.

Кто желает поделиться своими впечатлениями?

IX. Подведение итогов.

(СЛАЙД 18)

Учитель: Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать к доске. Сейчас я буду читать утверждения, если вы согласны – нужно сказать: Клянусь!

  • Бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
  • Подружиться с книгой.
  • Стать активными читателями библиотеки.

Учитель: Мне очень приятно сегодня видеть вас и слышать, как вы правильно отвечаете на вопросы, а, значит, вы хорошо потрудились, изучая страницы Азбуки. Вы честно справились со всеми заданиями. И, конечно, за свой труд заслужили дипломы об окончании «Азбуки».

Вручаются дипломы.

Попрощаемся с азбукой и подарим ей песню «Азбука».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедийная презентация к уроку литературного чтения «Живая азбука» Подготовила: учитель начальных классов Бобылева Ирина Игоревна 2019 – 2020 учебный год

Слайд 5

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О - дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X - оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все они, друзья!

Слайд 6

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Слайд 7

Гуси- лебеди Не доглядела за братом сестра, И долго искала мальчишку она. Помогла ей волшебная речка, Пирожков испекла русская печка. От птиц под яблоней укрылись дети. Что за птицы были эти?

Слайд 8

Мойдодыр Он — любитель чистоты. Умывался ль утром ты? Если — нет, тогда приказ Даст мочалкам он тотчас, Грозный строгий командир Умывальник …

Слайд 9

Поросята Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Слайд 10

Бросил палку кверху Мишка Падай в шапку с ели, шишка! Шишка хлоп по голове - Сразу шишек стало две.

Слайд 11

Бросил палку кверху Мишка Падай в шапку с ели, шишка! Шишка хлоп по голове - Сразу шишек стало две.

Слайд 12

– Не жалейте пятачка,– Говорит корова, – Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: – Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки…

Слайд 13

– Не жалейте пятачка,– Говорит корова, – Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: – Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки…

Слайд 14

- Кто вы? - Мы лисички, Дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже! - Как с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой!

Слайд 15

- Кто вы? - Мы лисички, Дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже! - Как с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой!

Слайд 16

У меня всё получилось, я собой доволен. Иногда было трудно, получилось не все, но я старался. Пока не получилось, в следующий раз всё получится.

Слайд 17

Клятва читателя Бережно относится к каждому учебнику, каждой книге. Подружиться с книгой. Стать активными читателями библиотеки.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Мало

уметь

читать-

надо

уметь

думать.

С книгой

поведешься

ума

наберешься

Грамоте

учиться-

всегда

Лучший

подарок-

книга.

хорошая

пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения "Прощание с азбукой"

Данный урок нацелен на : формирование интереса к чтению книг, к бережному отношению к книге.Дети читают стихи , разгадывют ребусы, выполняют задания  на проверку полученных знаний по чтению....