Методическая разработка урока литературного чтения "Прощание с азбукой"
план-конспект урока (1 класс)

Переверзева Наталья Гурбаналиевна

Данный урок нацелен на : формирование интереса к чтению книг, к бережному отношению к книге.

Дети читают стихи , разгадывют ребусы, выполняют задания  на проверку полученных знаний по чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижнеждановский филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения учреждения «Рышковская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

1 КЛАСС

Подготовила Переверзева Н.Г.

2023 г.

Урок-праздник «Прощание с азбукой»

Цели:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный класс, мультимедийная презентация, аудиозаписи песен, карточки для заданий.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас праздник «Прощание с Азбукой». Все ученики нашего класса научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбуку. За это время вы подросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для  меня, и ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой! Предлагаю считать этот день праздничным и встретить аплодисментами наших артистов, которые открывают наше праздничное мероприятие.

  1. Звучит песня «Тридцать три родных сестрицы» (Дети выходят читать стихи).

  Мы приветствуем гостей!

  Дорогих родителей,

  Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных и весёлых.

 Первый класс, первый класс,

 Пригласил на праздник вас!

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

 Чтоб доброе слово сказать

 Тому, кто был другом,

  Кто каждый свой час

  Молчал, но учил нас читать

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.

Почему мы наш учебник Азбукой зовем?

А другие называют книгу Букварем?

Книгу, что знакомит с буквой

Букварем назвали встарь,

В честь славянских "аз" и "буки"

 Назван Азбукой Букварь.

 Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал.

Видно, сказочный волшебник

Эту книгу написал.

  Букв сначала мы не знали,

 Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами

  Подружились буквы с нами.

  Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

 Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

 И как мне радостно сказать:

 "Умею я теперь читать!"

 Оказалось, что крючочки

Населяют азбуки,

 Загогулинки, значочки,

  А всего их – тридцать  три!

Так чудесно буквы эти

 Могут слоги составлять,

И про всё на белом свете

Нам словами рассказать.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Тем, кто любит приключенья,

 Мы откроем свой секрет.

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет

  1. Учитель:  Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

Как отличить гласные звуки от согласных?

Учащиеся отвечают.

Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышны звуки.  

 Звуки эти разные:

 Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темно лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

 Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

  1. Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? (да)

Сегодня, чтобы попасть в страну «Литературию», вы должны пройти испытания, которые встретятся на вашем пути.

Задание 1.

- Найти лишние буквы:

1) А У Л Ы У Э Ю Я;

2) П Б В Ф Г К Н Д Т;

3)  М Н Ш Э Щ К З В;

4)  Л Н Й М К Р.

(Проверка по слайду 2)

Задание 2.

Из букв слова «ПЕРВОКЛАССНИКИ»  составить как можно больше слов.

Задание 3

Учитель: А умеете ли вы читать? Я хочу проверить!

Учитель открывает магнитную доску, на которой записаны слова: Спасибо, здравствуйте, добрый день, простите, пожалуйста, до свидания, извините.

Учитель: Как называются эти слова?

Дети:  Вежливые, волшебные.

Учитель: Правильно, ребята! С помощью этих слов можно даже грустному и очень обиженному человеку  вернуть хорошее     настроение.

Дети расскажите, когда употребляются эти слова? (Игра «Цветик- семицветик»)

(Ответы: «Спасибо» - когда благодарят ; «Здравствуйте» - приветствие….)

Задание 4.

Учитель: « Ребята, отгадайте загадку.

 Я ребят учу читать, меня никак нельзя узнать.

Меня изучишь хорошо - и сможешь ты тогда

ЛЮБУЮ КНИЖКУ ПРОЧИТАТЬ БЕЗ ВСЯКОГО ТРУДА!»

(Азбука)

- Давайте споём песенку «Азбука».

Учитель: « Молодцы, ребята! Наши испытания продолжаются»

Задание 5.

Игра «Да – нет»
Что любит книжка?

Обложку
Грязные руки
Закладку
Дождик и снег
Бережное отношение
Ласку
Яичницу
Чистые руки
Валяться на полу

Летать

Пылится на полке

Карандашные каракули на обложке

Внимание

 Учитель: «Правильно, ребята! Книга любит бережное отношение к ней. Она наш друг, который нас учит, расширяет кругозор, помогает развивать память и внимание».

Задание 6.

Отгадайте ребусы на слайдах.

(Бабочка, мороз, рана, гвоздика, булка, грибник, дятел, подвал, тигр).

Задание 7

УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, я специально в названиях сказок все запутаю и перепутаю.

"Снежная принцесса" ("Снежная королева")
"Красная Кепочка" ("Красная Шапочка")
"Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
"Мальчик и Карлсон" ("Малыш и Карлсон")
"Стойкий железный солдатик" ("Стойкий оловянный солдатик")
"Гадкий цыпленок" ("Гадкий утенок")
"Сказка о рыбаке и рыбачке" ("Сказка о рыбаке и рыбке")
"Конь-горбун" ("Конек-Горбунок")
Учитель:

- Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание, и я вам помогу. Чтобы попасть  в страну «Литературию» нужно перебраться  через реку «Речь» .

А перейти через реку помогут тексты. Прочитав их, вы окажетесь на том берегу.

Жили гуси у дома, а лиса жила у рощи. У лисы были ноги вялые, и зубы были тупые, куры и гуси были рады.

Пришла Настя из школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочитала сказку. Мама была очень рада.

  Дети читают тексты.

Учитель: «Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и достойны награды» (Учитель вручает дипломы об успешном окончании азбуки).  Награждаются учащиеся, занявшие места в муниципальных конкурсах.

В заключение дети исполняют песню «Дружба с букварём».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая аз...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...