Статья "Из детства домашнего в школьное детство»
статья на тему

Безрукова Елена Андреевна

В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bezrukova_e.a.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Безруковой Елены Андреевны, учителя начальных классов гимназии 402, на тему: «Из детства домашнего в школьное детство»

                                                    Грустны клены у оград - день прощанья…
                                                   До свидания детский сад, до свидания!
                                                   Вам за партами сидеть в эту осень!
                                                   Даже плюшевый медведь  спать не хочет…
                                                   На полу сидит в углу с ним простились.
                                                   Вот дождинки по стеклу покатились…
                                                   Грустен день, у вас, ребят, и веселый.
                                                   До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа!

                                                                                               И. Демьянов

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.

   Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

Как же меняется жизнь ребенка с момента поступления в школу?

   Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых ребенок действует; Дошкольник весь день находился под присмотром взрослых. Они по своему усмотрению распоряжаются его временем: «Сейчас иди гулять, а потом заниматься», «Пора есть, потом - спать». И так во всем.

В школе у ребенка существенно меняется распорядок дня. У него четыре урока, домашние задания, общественные поручения, надо почитать, погулять, помочь по дому. А времени не так много.

С поступлением в школу ребенок  обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего в том, что главное в его жизни - учеба, деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за нее - перед учителем, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, нынешнего школьника подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

Одна из самых главных проблем ребенка школьника-это неумение считать более важным не то что «хочется», а то что «надо». Это делает невозможным способность ребенка управлять своим поведением: включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой.

С какими трудностями приходиться сталкиваться учителю? С одной стороны – это вступление ребёнка в новую социальную роль школьника, т.е. человека, выполняющего общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность, которая требует умения                                                                                                                                             ориентироваться на систему правил, связанных с организацией школьной жизни. С другой – низкий уровень познавательной мотивации, интерес не к приобретению знаний, а к игре, несоответствие желаний и побуждений ребёнка с нормами и правилами. При неразвитости произвольного внимания, недостаточном объёме памяти, преобладании наглядно-действенного мышления от ребёнка требуется качественно новый и достаточно высокий уровень развития и организации всех когнитивных процессов. Социальное расслоение общества, увеличение неполных и неблагополучных семей тоже влияет на процесс обучения и развития каждого ребёнка. Всё это обуславливает неспособность учащихся  самостоятельно систематизировать имеющийся  жизненный опыт и вновь  получаемые знания.

Обучение в начальной школе должно учитывать эти изменения в жизни детей и для этого наиболее ценным является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником.

Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

Сложность работы учителя начальных классов заключается в том, как не превращая учение в игру, сделать его максимально привлекательным для детей, вызывающим их непосредственный интерес. Для достижения этой цели я использую в своей работе различные методы и приемы. Это в первую очередь система нетрадиционных уроков.

1. Уроки с измененными способами организации не только касающимися структуры урока, но и места проведения: урок-лекция, защита знаний, урок-встреча. На этих уроках учитель ставит проблемы, раскрывает пути решения, сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. В результате проведения устанавливаются осознаваемые учащимися межпредметные связи.

2. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-фантастическое путешествие, урок-сказка, урок творчества: урок изобретательства, урок выставка, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта. Необычные условия стимулируют у учащихся  устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, театрализация. Эти уроки помогают активно воспроизводить ранее полученные знания в незнакомых условиях, обеспечивают условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4.Уроки с игровой состязательной основой: " урок-"домино", урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, урок типа КВН, урок:"Что? Где? Когда?", урок эстафета, конкурс, игра. Уроки помогают реализовать в оптимальном соотношении все дидактические принципы и правила, мотивируют и активизируют развитие всех сфер личности.

 Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

   Проведение нестандартных уроков способствует тому, что мои ученики активно включаются в учебную деятельность, имеют высокий познавательный интерес, с удовольствием работают на уроках и в дальнейшем успешно обучаются в среднем звене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Памятка для родителей "Гармония между домашней и школьной жизнью ребёнка"

Данные в памятке рекомендации помогут  поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения....

Гармония между домашней и школьной жизнью ребенка

Презентация к родительскому собранию "Как обеспечить гармонию между школьной и домашней жизнью ребенка"...

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...