Программа по развитию памяти, мышления, внимания "Развивающие игры"
методическая разработка по теме

НИКОЛАЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Программа расчитана на детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyshok_programma.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процессов человека.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах  психического развития ребенка. Как  ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, –  является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль. Этим обусловлена актуальность данной программы.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Платная образовательная услуга «Развивающие игры» является дополнением учебного курса начального обучения.

Идея данной программы состоит в том, чтобы организовать регулярные занятия при  подготовке к школе, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые поисковые творческие задачи, не связанные с учебным материалом.

Учащимся предоставляется возможность стать субъектом умственной деятельности через развитие таких умственных операций как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция.

Ребенок, не усвоивший учебный материал, плохо решающий типовые задачи, может почувствовать в этих условиях вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается на его поисковую активность и сообразительность.

В основе построения спецпрактикума лежит принцип разнообразия поисковых задач по содержанию и по сложности.  Самостоятельное решение их детьми занимает основное время занятия с последующим коллективным обсуждением решения задач определенного вида.

У детей с хроническими соматическими заболеваниями, физически ослабленных, длительно и часто выключающихся из возрастной среды общения и деятельности, формируется отрицательная самооценка и снижается учебная мотивация.

Цель программы: оптимизация образовательной деятельности и социализация учащихся через восстановление и развитие мыслительных процессов у детей дошкольного  возраста.

Задачи:

1.Развивать логическое мышление.

2.Учить, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

3.Устанавливать простые умозаключения.

4.Развивать зрительную память.

5. Развивать слуховую память

6.Развивать устойчивое внимание.

7.Развивать зрительное внимание.

8.Развивать слуховое внимание.

Критерии эффективности реализации программы:

  1. Успешность в обучении (качество обучения, средний балл).
  2. Формирование учебной мотивации.
  3. Формирование положительной самооценки.
  4. Динамика развития познавательных процессов.

Факторы риска нарушений логического мышления у детей дошкольного возраста:

  • Интеллектуальная и физическая перегрузка учащихся, переутомление;
  • Гиперопека ребенка со стороны родителей и учителя;
  • Нарушение физического здоровья;
  • Отрицательная самооценка;
  • Несформированность учебной мотивации.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Учебный материал  состоит из трех разделов:

І Раздел: Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия.

ІІ Раздел: Развитие мыслительных процессов. анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, концентрации, классификации.

ІІІ Раздел: Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями).

Программа включает целенаправленно выстроенную систему содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач, специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в урочной системе. Используются различные формы урока: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, тренинги. Уроки носят обучающий и развивающий характер. Возможна дифференциация обучения через распределение детей на группы (5-6 человек), отличающихся по уровню подготовки.

Курс «Развивающие игры» рассчитан на детей 6-ти летнего возраста.

Раздел, тема

Кол-во практических занятий

Раздел Ι. «Развитие познавательных процессов»

14

1.

Задание на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

4

2.

Задание на развитие восприятия: развитие свойств восприятия, осмысленности, обобщенности, целостности, константности, объема; развитие простых видов восприятия: величины, формы, цвета, восприятие пространства, времени, движения.

4

3.

Задание на развитие памяти, объема, прочности, точности, организованности. Развитие памяти по виду анализаторов: слуховой, зрительный, смешанный. Развитие оперативной смысловой памяти.

5

Раздел ΙΙ. «Развитие мышления»

8

5.

Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации.

4

6.

Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.

3

Раздел ΙΙΙ «Логические задачи»

6

8.

Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойствами, задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев, задачи на поиск применения предмета, задачи на психологический барьер. Тренинг «Логические задачи».

Итого:

28

Общее число часов за год– 28.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ДАТА

1

Знакомство. Тренировка процессов активного внимания

03.10.2013

2

Развитие конструктивных навыков, воображение.

10.10.2013

3

Тренировка наблюдательности, развитие объема внимания

17.10.2013

4

Тренировка процессов активного внимания

24.10.2013

5

Развитие мыслительных процессов

31.10.2013

6

Тренировка процессов активного внимания

07.11.2013

7

Тренировка наглядно-действенного мышления

14.11.2013

8

Развитие логического мышления

21.11.2013

9

Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления

28.11.2013

10

Развитие фантазий, воображения

05.12.2013

11

Развитие конструктивного мышления

12.12.2013

12

Понятие противоположностей

12.12.2013

13

Понятие о развитии в мире живой природы и изменениях в неживой природе

19.12.2013

14

Развитие  наглядно-действенного мышления. Формирование наглядно-действенного мышления

26.12.2013

15

Развитие фантазии воображения. Тренировка методики руки на плоских геометрических фигурах

09.01.2014

16

Тренировка процессов активного внимания

16.01.2014

17

Развитие воображения

23.01.2014

18

Тренировка наглядно-образного и наглядно-действенного мышления

30.01.2014

19

Развитие процессов активного внимания. Тренировка конструктивных навыков. Формирование наглядно-образного мышления

06.02.2014

20

Тренировка  процессов активного внимания. Развитие конструктивных навыков на основе работы со счетными палочками.

13.02.2014

21

Тренировка наглядно-образного мышления

20.02.2014

22

Развитие процессов активного внимания, мыслительных операций

27.02.2014

23

Развитие понятийного мышления

06.03.2014

24

Тренировка процессов активного внимания

20.03.2014

25

Развитие процессов активного внимания мыслительных операций

27.03.2014

26

Тренировка конструктивных навыков. Развитие наглядно-образного мышления.

03.04.2014

27

Развитие понятийного мышления. Тренировка активного внимания.

10.04.2014

28

Итоговое занятие

17.04.2014

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года дети должны достигнуть следующих результатов:

-уметь оперировать представлениями  и образами;

-научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;

-делать простые умозаключения.

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем мышление.-РОСМЕН, Тверь, 2008

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем внимание.-РОСМЕН, Тверь, 2008

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем память.-РОСМЕН, Тверь, 2008

4. Владер Ю.М. Готов ли Ваш ребенок к школе?- М., 2010

5. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе.-М., 2012

6. Колеченко А.К., Летунова В.Е., Орлова В.В., Шобылев А.П., Шалабина В.В.  Как подготовить ребенка к школе.-М., 2010

7.  Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.-М., 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Рабочая программа по развитию логического мышления 2012 г.

Программа по развитию интеллектуальных способностей  учащихся 3-4 классов...

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Программа по развитию визуального мышления школьника младших классов с использованием музейных предметов.

Программа презназначена для использования во внеурочной деятельности и на уроках развития речи. На каждом занятии использоуется музейный предмет. Составляется его описание, мини-сочинение....

Коррекция и развитие памяти через дидактические игры.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассной деятельности дидактические игры и занимательного материала, что способствует создан...

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....